Владимир Сендзяк: Город, привлекательный для гостей и для инвестиций
Слюдянка последние годы меняется на глазах. Здесь благоустраивают улицы и скверы, возводят новые микрорайоны, ремонтируют дома, устанавливают памятники, а еще проводят необычные фестивали и турниры. 4 августа жители отметят День города. В преддверии праздника корреспонденты «Областной» встретились с главой Слюдянского МО Владимиром Сендзяком, чтобы узнать о проблемах и перспективах местного населения.
– Владимир Николаевич, расскажите об экономике города.
– В отличие от Байкальска мы не моногород. Слюдянка – это крупный железнодорожный узел Транссиба, поэтому большая часть горожан трудится на Восточно-Сибирской железной дороге. Еще работают два крупных автодорожных предприятия, есть горнорудная промышленность. Что касается создания новых производств, то здесь мы испытываем серьезные трудности. Слюдянский район входит в центральную экологическую зону и, как следствие, зависит от экологических ограничений, связанных с охраной озера Байкал, вмененных постановлением правительства № 643 «Об ограничении видов хозяйственной деятельности».
– Каков бюджет города? Хватает ли средств на исполнение полномочий?
– Наши собственные доходы – 75–80млн рублей в год. Из районной казны получаем субсидии на выравнивание бюджета. В этом году это 16 млн рублей, в прошлом – порядка 5 млн рублей. Плюс участвуем во многих федеральных и областных программах. Например, «Молодым семьям – доступное жилье». Эта программа работает в городе с 2010 года. Более 40 семей получили финансовую помощь – 40% от рыночной стоимости жилья.
Выполнили программу «Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда», благодаря которой привлекли в территорию более 200 млн рублей из федерации. Начали работать по ней сразу после землетрясения 2008 года, еще до указа президента. В итоге построили более 13,5 тыс. кв. м, расселив более 1 тыс. жителей аварийных деревянных бараков. По результатам обследования под переселение попадает еще 3,5 тыс. кв. м. Надеемся, что с 2019 года эта программа продолжится. Свою работу, во всяком случае, не прекращаем: готовим земельные участки под будущее строительство.
30 квартир построили по программе «Обеспечение жильем детей-сирот». Согласно областной программе капремонта многоквартирных домов в городе ежегодно должно ремонтироваться от 5–10 жилых строений, но не позволяет низкий процент сбора взносов. Вообще же по этой программе с 2009 года у нас отремонтировано более 60 домов.
– Муниципальные дороги, как правило, – головная боль для властей. У вас так же?
– В Слюдянке половина городских улиц нуждается в срочном ремонте. В этом году мы асфальтируем улицу Некрасова в микрорайоне Перевал – там никогда не было асфальта, и половину улицы Капотина в центре города. Городскую инфраструктуру обустраиваем по программе «Комфортная городская среда», в которую мы вошли в этом году. Нам выделили 15 млн рублей. Отличная программа, здорово, что ее придумали.
Мы неоднократно ставили вопрос и в правительстве Иркутской области, и перед депутатским корпусом о необходимости менять методику расчета выделения денежных средств из областного дорожного фонда. Он формируется от акцизного сбора: из того, что на территории продается ГСМ, какой-то процент сборов идет в местный бюджет, какой-то – в областной и в федеральный. Так вот 0,1% от всех сборов остается у нас. Если перевести в денежный эквивалент, то в этом году 5,6 млн рублей нам выделено на ремонт, причем не только дорог, а еще тротуаров и придомовых территорий. У нас 127 км дорог по городу, где-то с твердым покрытием, где-то с грунтовым. 1 кв. м асфальта с укладкой стоит более 1 тыс. рублей, понятно, что выделяемых средств катастрофически не хватает. И логики в такой «дележке» тоже никакой: продается ГСМ здесь, выхлопы – здесь, а мы получаем сущие крохи. Такая ситуация не только у нас.
– Есть ли проблемы в коммунальном хозяйстве?
– Мы принимаем участие в программе «Модернизация ЖКХ». Нынче на эти цели направили около 6 млн рублей, из них 5 млн – областные средства, остальное – местное софинансирование. План мероприятий разработан по центральной котельной, по реконструкции сетей. Наша основная проблема – не текущий ремонт угольных теплоисточников, которых в городе девять и одна электрокотельная в п. Сухой Ручей, а их объединение, чтобы оптимизировать расходы на содержание. Есть специальная программа, но она дорогостоящая, поэтому без поддержки федерации не обойтись.
Еще планируем войти в программу по реконструкции очистных сооружений. Требования к сбросу жидких бытовых отходов очень жесткие в центральной экологической зоне, поэтому нашим очистным требуется серьезная модернизация. Уже разработали проект, стоимость которого составляет 10 млн рублей, он проходит экологическую и техническую экспертизы, которые необходимо завершить до сентября, и тогда мы сможем принять участие в программе уже на следующий год. Если все удастся, это будет настоящая победа, ведь цена вопроса модернизации очистных – около 1 млрд рублей.
Еще одна перспектива – строительство полигона ТБО, которого сейчас нет в районе. Он должен находиться за границами центральной экологической зоны. Проект единого полигона районные власти разработали, сейчас он находится на экологической экспертизе. Его планируется построить за деревней Быстрая. Сегодня уже выбран единый оператор и, согласно федеральному законодательству, он будет собирать, вывозить и утилизировать отходы. Пока вывозим мусор на площадку временного складирования. Согласно изменениям в законодательстве, все муниципалитеты должны организовать раздельный сбор мусора, ведь с 1 января 2019 года утилизация вторсырья будет запрещена. Как будет это осуществляться и на что – пока большой вопрос. Из бюджета выделяем средства на очистку береговой полосы, стихийных свалок у нас нет, можете сами убедиться – город содержится в чистоте.
– Жители участвуют в экологических акциях?
– Второй год подряд в сентябре будем проводить экосубботник «360 минут ради Байкала». В прошлом году в нем приняли участие 15 организаций, а также наши горожане, которые общими усилиями смогли собрать более 600 мешков мусора. Прошлой осенью 120 участников межрегионального форума «Байкальский волонтер–2017» и 25 волонтеров из Слюдянки приняли участие в десанте по тропе пика Черского. Результат – 100 мешков мусора! Муниципалитет активно занимается озеленением города, в том числе посадкой цветов и кустарников. У нас проводится акция «Зеленый город на Байкале», только за прошлый год было высажено более 300 деревьев и кустарников.
– С чем вы связываете будущее Слюдянки?
– В городе достраивается завод по розливу питьевой воды, где планируют трудоустроить 20–25 человек. Совместно с районной администрацией прорабатываем вопросы развития сельского хозяйства в пади Талой, строительство тепличного хозяйства. Плюс делаем упор на развитие туризма и проведение ярких зрелищных мероприятий. Разработали бренд «Байкальский Дед Мороз». В этом году выделили земельный участок, хотим построить его резиденцию, чтобы организовать туда круглогодичный поток туристов. Проводим гастрономические фестивали «Байкальский вкус» и «Чайный путь». Развиваем спорт. Уже на регулярной основе в городе проходят Всероссийские соревнования по боксу «Слюдянский ринг», региональный турнир по самбо «Кубок полковника», ледовые и горные автогонки – этап Российского чемпионата Иркутской области, открытое первенство по шахматам, турнир по большому футболу среди детских команд.
– Население вас поддерживает?
– Без поддержки людей, общественных организаций мы вряд ли смогли бы реализовать даже часть этих проектов. В городе существует более 30 объединений: молодежных, ветеранских, профсоюзных организаций, местные отделения политических партий… Общественность не только принимает активное участие в разработке, обсуждении и анализе эффективности целевых муниципальных программ, но и выступает с собственными инициативами. Все наши фестивали и праздники, а также спортивные турниры, экосубботники и всевозможные акции проходят в том числе благодаря пожеланиям и инициативе самих горожан. Задача администрации – дать людям возможность жить достойно. Слюдянка сильна своими горожанами. А город с хорошим человеческим потенциалом, как известно, привлекателен и для гостей, и для инвестиций.
Слюдянка
Площадь: 38 кв. км.
Численность населения: 18,6 тыс. человек.
Виды деятельности:
туризм, транспорт, добыча полезных ископаемых.
Расстояние до Иркутска:
110 км
Что посмотреть туристам?
Железнодорожный вокзал – единственный в мире построенный из белого мрамора вокзал, его возраст – более 100 лет.
Свято-Никольская церковь – памятник истории федерального значения
Водонапорная башня – памятник архитектуры.
Музей минералов – основу коллекции составляют минералы Слюдянки, всего здесь хранится более 10 тыс. экспонатов.
Памятник водолазам – установлен в честь военной водолазной школы, которая в годы Великой Отечественной войны из Севастополя была передислоцирована на Байкал.
Кругобайкальская железная дорога – построена более 100 лет назад, уникальный памятник инженерного искусства. КБЖД насчитывает 38 тоннелей, 20 галерей и 248 мостов.
Памятник космонавту – расположен вдоль федеральной трассы в сторону Байкальска.
Памятник обезьяне и медведю – установлен в качестве предупреждения водителям о том, что им нельзя отвлекаться во время преодоления крутого поворота. Авторов скульптуры вдохновила знаменитая басня Ивана Крылова «Зеркало и обезьяна».
Таловские озера – озера между Култуком и Слюдянкой, памятник природы. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы – кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Это очень редкие для Сибири цветы.
Тропа в горы Хамар-Дабан на пик Черского – это исторический отрезок Великого чайного пути между Китаем, Монголией и Россией. В Слюдянке ежегодно проходит чемпионат России по альпинизму – это скоростной забег на пик Черского (скайраннинг).