Наследие слюдяной Мамы
В поселке Мама необычный краеведческий музей. Начинался он с коллекции минералов, собранных геологами, и только через 30 лет стал пополняться другими экспонатами. Теперь, только глядя на них, можно представить, что когда-то здесь бурлила жизнь, работали предприятия, а люди, ехавшие в район со всего безграничного Советского Союза, были намерены связать свою судьбу с Крайним Севером всерьез и надолго.
– Наш музей как собрание коллекций минералов и горных пород Мамской слюдяной полосы был основан в 1965 году при Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции, – рассказывает заведующая Виктория Щербакова. – В то время экспонатами были минералы с месторождения слюды-мусковита. Но вскоре каменный фонд начал пополняться горными породами, образцами руд и полезных ископаемых со многих месторождений бывшего СССР. Их привозили некоторые студенты, направляемые на практику в разные уголки Советского Союза, а также наши геологи, горняки, буровики района, работавшие по контракту в странах Азии и Африки. Тогда же был организован и обмен экспонатами между музеями геологического профиля на Дальнем Востоке, Западной Сибири, Урале, Средней Азии, Карелии…
Хранились минералы и каменные глыбы в здании Мамско-Чуйской экспедиции. Чтобы оно не деформировалось под их весом, пришлось усиливать перекрытия между этажами и укреплять пол. После того как экспедиция была ликвидирована, краеведческий музей передали в ведение отдела культуры администрации района, а четыре года назад был создан отдел музейных фондов при централизованной районной библиотечной системе. С этого времени в нем в дополнение к отделу геологии появился отдел краеведения. Часть экспонатов его составили находки и поделки охотников, рыбаков и местных краеведов: чучела зверей и птиц, орудия охоты и рыбалки эвенков: поняга, остроги, берестяные битки для сбора ягоды, чулманы и мулинки – эвенкийская берестяная посуда, бивни мамонта, череп шерстистого носорога. Много чего приносили в музей жители закрывающихся поселков. Люди после прекращения в районе слюдодобычи начали массово разъезжаться.
Заведующая, проводя экскурсию, показывает галерею ветеранов Великой Отечественной войны. Здесь хранятся медали, фронтовые письма, вещи подарены родственниками ветеранов. Рядом на стенде отражена история Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции: портреты геологов-ветеранов, их предметы работы, история ГОКа «Мамслюда», кубки, знамена, альбомы с фотографиями… Есть небольшой уголок природы с охотничьими трофеями – чучелами животных и птиц, которые водятся в районе. Это, поясняет Виктория Щербакова, любимое место проведения уроков у младших школьников. А еще они любят бывать в «комнатах быта». Экспозиция одной оформлена экспонатами XIX – начала XX века со множеством чугунных утюгов, прялок, самоваров, корыт, которые везли с собой на север переселенцы и ссыльные. Гордость ее составляют шкатулка, изготовленная в 1912 году, в честь 300-летия дома Романовых, на крышке которой вычеканены даты правления царской династии с портретами последней царствующей четы, и кожаные старинные сундуки начала XIX века.
Вторая посвящена времени расцвета района – советскому периоду. У современных школьников большинство экспонатов, объясняет, вызывают недоумение, а у взрослых – ностальгическую улыбку. Чего, например, стоит раздел «история развития радиотехники», с полками, уставленными патефонами, радиоприемниками, радиолампами, катушечными и кассетными магнитофонами, всевозможными телефонами и коммутаторами 1940-х годов. Нашего же фотографа повергла в полный шок богатейшая коллекция фотоаппаратов, представленная несколькими десятками видов фотокамер.
На втором этаже расположился отдел минералов, похожий на волшебную пещеру Али-бабы. Открывает экспозицию грамота Петра I с наказом «добыть и промыслить слюды какова получица!»
– Слово «слюда» («слуда») – исконно русское. Смысл выражения «слудиться» издревле означал «слоиться», поэтому слоистый камень был назван слюдой, – рассказывает Виктория Щербакова. – В середине XIV века на Московской Руси, которую иноземцы называли Московией, слюда широко использовалась в окнах. В ученых трактатах за рубежом минерал стали называть «витрум Московитикум» – стекло Московии. Позднее название упростилось и стало короче – «московит», а в минералогии укрепилось как «мусковит». По архивным документам, в августе 1689 года Якутский воевода Петр Зиновьев выдал служилому казаку Афанасию Пущину «Наказныю память», которой Петр I обязывал «… сыскать и промыслить по Витиму-реке слюды доброй». Именно этот год горняки и геологи Мамы берут за точку отсчета истории слюдяного промысла.
Документально установлено, что первооткрывателем слюдяных сокровищ был казак Якутского воеводства Петр Дураков, «доставивший в воеводскую избу в 1689 году отличные образцы широколистной слюды прозрачной и светлой». Мамскую слюду сначала везли в Москву, а затем за границу. При Петре I спрос на «московское стекло» значительно вырос: в Западной Европе и Америке его использовали для иллюминаторов боевых кораблей. Поставляли за границу в основном мамскую слюду. При императрице Екатерине II был издан указ об организации «казенного слюдяного промысла». В 1753–1773 годах добыча мусковита получила самое широкое развитие.
Под наказом Петра – огромный пласт листовой слюды – красивой и прозрачной, а рядом множество ее разновидностей: роскоэлит – мелкочешуйчатая разновидность мусковита оливково-зеленой, коричневой и черной расцветки с перламутровым блеском, жильбертит ярко-зеленого окраса, серицит, удивляющий прекрасным шелковым блеском и золотистым отливом сияния… А это микроклин, который также некогда добывали в районе и изготавливали из него керамические изделия. Кроме слюды и керамики множество поделочных и полудрагоценных камней, которыми славятся недра района: гранат, минералы кальция и лития, желтый, белый, черный, розовый, серый, сиреневый и дымчатый кварц, лазурит, горный хрусталь, турмалин, аметист… Чуть в стороне от образцов полезных ископаемых – предметы, где использовалась и до сих пор используется слюда: обои с дробленым мусковитом, ткани, слюдолента, слюдопласт, скраб, композиционные материалы и пластмассы…
Музейный фонд хранит 8 тыс. экземпляров. Совсем скоро музей должен переехать в отремонтированное просторное здание, где некогда располагалось управление Мамгеологии. Прощаясь, задаем вопрос о названии райцентра.
– Местные краеведы нашли такое объяснение: в переводе с эвенкийского языка «мама» означает «лесное зеленое место», – объясняет Виктория Щербакова. – Конечно, на эвенкийском это слово звучало несколько иначе, но в период освоения территории русские дали свое, более понятное нашему слуху название. А еще у нас, мамчан, есть красивое предание, будто влюбленным, посетившим место встречи голубой красавицы Мамы с могучим Витимом, всегда сопутствует счастье. Работавший в Мамско-Чуйской экспедиции потомственный геолог, ныне известный композитор Владимир Грозин, более 30 лет тому назад написал по этому поводу текст и музыку мелодичной песенки, которая начинается такими словами: «Там, где пенится Витим волною желтой и целует Мамы синие глаза…». Может, потому-то и мамчане, и бывшие наши земляки, каждый, кто когда-то побывал в поселке, всегда с теплом отзываются и всю жизнь помнят о нем, ну а мы всеми силами стараемся сохранить эту память как можно дольше.