15.08.2018 09:00
Рубрики
Общество
Теги
15.08.2018 09:00

В поисках города, которого нет

Как представить себе, что такое Иркутск? Можно ли наглядно его увидеть или показать – подросшему ребенку или друзьям, заехавшим сюда на пару дней? Как получить слепок живого, сегодняшнего, концентрированного города? Об этом задумались авторы проекта «Город иначе» Михаил Рожанский и Елена Коркина.

– Есть набор представлений об Иркутске. Например, раз это город исторический, то сохранение исторического наследия – главная задача, заслоняющая вопрос о развитии. Или Байкал. Озеро, находящееся в 60 км от города, стало главной достопримечательностью Иркутска. Однако в алгоритмы жизни рядового иркутянина оно очень мало вписано, и чтобы показать самостоятельность, красоту и увлекательность города, нужно «выловить» его из озера, – объясняет Михаил Рожанский, руководитель проекта, историк, кандидат философских наук, научный директор Центра независимых социальных исследований. – В результате, когда ты сталкиваешься с «образом Иркутска», который запечатлен в музеях, в официальных или медийных текстах, то понимаешь, что живешь в каком-то другом городе, который не имеет к этому «официальному» Иркутску никакого отношения.

С точки зрения авторов проекта город должен ощущаться как живой организм, и горожанин – это рефлексирующая часть этого организма, участник того, что в нем происходит. В проекте «Город иначе» исследователи пытаются соединить разнообразие детального повседневного знания с представлением, откуда и куда Иркутск движется. И понять, движется ли.

Первая попытка понять город иначе сделана два года назад, в 2016 году. Тогда над проектом работала международная команда. С иркутской стороны – историк Михаил Рожанский, социолог Ирина Корюхина и координатор проекта Елена Коркина, а с европейской – некоммерческая организация Froh!, занимающаяся образованием взрослых и медиапроектами.

Авторами исследований стали иркутяне и молодые исследователи из Европы. 17 участников проекта – как иркутяне, так и европейцы – были отобраны по конкурсу. Большинство из них не имели опыта социальных исследований, зато сохранили способность удивляться и смотреть на город с интересом. Авторы проекта подчеркивают, что исследования – это не всегда наука, а наука, к сожалению, не всегда исследование. Как поясняет Михаил Рожанский, обязательные критерии исследования – новый взгляд и новые знания, а это иногда удается непрофессионалам не хуже, чем специалистам.

В результате получились очень разные истории. Одни побуждают к поиску практических решений, другие создают эмоциональный образ города, задают его человеческое измерение.

Например, проект «За ставнями» – это рассказ о тех, кто осознанно выбрал жизнь и работу в деревянных домах, расположенных в центре города. Кому-то дом достался по наследству, и в нем прожита жизнь нескольких поколений, кто-то открыл в деревянном доме семейное кафе или сувенирную мастерскую.

Иркутянку Нину Морозову заинтересовало, почему на городских газонах появляются тропинки. Оказалось, что часто ортогональная логика городских планировщиков вступает в конфликт с логикой бытия горожан. Сеть стихийно появившихся «козьих троп» отражает реальный сценарий жизни. «Испорченный» газон сигнализирует о том, что городская среда не соответствует запросам горожан.

Светлана Хаирова исследовала Иркутск с точки зрения ребенка. Что интересно детям в городе, какие у них любимые места, где они любят бывать и почему? Опрашивая родителей и детей, она пришла к неожиданному открытию: восприятие Иркутска поколением, родившимся уже в XXI веке, сильно отличается от восприятия родителей. Всеобщая автомобилизация, занятость родителей, отсутствие самостоятельных прогулок, продиктованное соображениями безопасности, все это привело к тому, что восприятие городского ландшафта у детей разорвано. Часто дети познают лишь конечные точки маршрута, не имея представления о связанности улиц и районов.

Но когда каждое передвижение имеет маршрут и пункт назначения, человек лишен возможности получать удовольствие от бесцельной прогулки, во время которой он может узнавать свой город, радуясь и обретая его в качестве своей «личной территории». Дети не чувствуют себя в городе «своими», они лишь используют его, чтобы удовлетворить свои потребности в движении, в красоте, в общении.

– Процесс исследования значит если не больше, то точно не меньше, чем итоговый проект, – уверена Елена Коркина, сотрудник Центра независимых социальных исследований. – Когда ребята говорят, что благодаря исследованиям они по-другому видят город и чувствуют себя в нем, это отличный маркер: работа имела смысл. Человек встретился с городом, иначе строит свои отношения с улицами, архитектурой, детьми или соседями. Кто-то после проекта решил заняться исследованиями профессионально – в том числе я. А четверть участников написали новые заявки в «Город иначе – 2018».

Участников во второй сезон проекта набрали в августе. Теперь «Город иначе» стал одним из направлений проекта «Институт человека», поддержанного Фондом президентских грантов. Авторские исследования будут сопровождаться образовательной программой и консультациями профессионалов. Результаты опубликуют на новом сайте проекта, а осенью 2019-го начнут разрабатывать концепцию выставки, которая расскажет об Иркутске иначе.

– Что значит иначе? Ее будут делать горожане о горожанах. Вместо исторического подхода – антропологический, то есть жизнь человека не будет иллюстрировать большую историю, она сама станет главной историей. И, конечно, мы постараемся совместить самые разные форматы, чтобы показать живой и противоречивый Иркутск, – делится Елена Коркина. – Мы мечтаем, что выставка будет настолько удачной, что будет жаль просто взять и закрыть ее. И, может быть, в конце концов мы сделаем новый иркутский музей.