15.08.2018 09:00
Рубрики
Экология
Теги
#БЦБК
15.08.2018 09:00

Высушить и использовать 

На полигонах Байкальского целлюлозного комбината начались опытные работы по новой технологии ликвидирования отходов. Каким образом будут обезврежены 6 млн тонн отходов целлюлозного предприятия и возможно ли их применить в других отраслях, мы выясняли у исполнителей проекта – ООО «РГ-Экология».   

В конце 2017 года правительство Иркутской области подписало контракт с АО «Росгеология» на выполнение работ по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК». Исполнителем проекта стало ООО «РГ-Экология», относящееся к структуре «Росгеология».

По официальным данным, на берегу Байкала на двух полигонах целлюлозного комбината хранится около 6,2 млн куб. метров отходов производства (они размещены в 14 картах-накопителях), в том числе около 2 млн кубов шлам-лигнина, 1,54 млн кубов золы, 2 млн кубов воды. Предыдущий проект омоноличивания лигнина (фактически бетонирование отходов на месте) был признан властями неработающим: привезти на берег Байкала миллионы тонн цемента и щебня просто нереально. Сейчас перед исполнителями проекта стоит задача подобрать иную технологию, позволяющую подойти к проблеме комплексно и не нарушить экологические законы. Три недели назад к госконтракту было подписано дополнительное соглашение по корректировке проекта.

Как пояснил генеральный директор ООО «РГ-Экология» Артем Полтавский, договор предполагает, что компания должна предложить заказчику (министерству природных ресурсов и экологии региона) на выбор несколько технологий ликвидации отходов. Причем найти технологию не так сложно, труднее учесть особенности ее реализации именно на этой площадке.

– Раньше технологии ликвидации рассматривались без привязки к конкретной местности, – говорит Артем Полтавский. – Однако не учитывать особенности территории нельзя: это и сложный рельеф, и нехватка дорог, и дефицит электроснабжения. Еще один фактор – разный состав отходов в каждой карте. Даже в пределах одной емкости наполнение может быть неоднородным. По официальным данным, в карты сбрасывалось 14 видов отходов, в том числе золошлаки от сжигания углей, кора, строительные и твердые бытовые отходы. Кроме того, в прошлом году с производственных объектов ОАО «БЦБК» в нарушение норм природоохранного законодательства был проведен сброс раствора черного щелока в аварийный накопитель цеха очистных. Его также предстоит утилизировать.

Как отмечает Артем Полтавский, практически все технологии ликвидации отходов предусматривают обезвоживание шлам-лигнина. Способ не уникальный, он широко используется для очистки рек.

В настоящее время специалисты «РГ-Экология» ведут опытные работы на полигоне. На установке обезвоживания в сжиженные отходы добавляется определенное количество флокулянта – полимерного вещества. После смешивания с полимером шлам-лигнин собирается в хлопья и отделяется от воды. Вода возвращается в карты, хлопья высушиваются. Уменьшение процента влажности позволяет проводить с шлам-лигнином последующие манипуляции, вдобавок отходы уменьшаются в объеме.

– В первую очередь сейчас нам нужно определить, что именно предстоит ликвидировать и каких объемах, – подчеркивает руководитель компании. – На 12 картах необходимо провести опытные работы, определить состав, подобрать к каждой карте пропорции флокулянта для лучшего результата по обезвоживанию. Нам удается снизить влажность лигнина до 40%, его объем после применения технологии сокращается примерно в два раза. По текстуре обезвоженные отходы похожи на почвогрунт: если положить его на бумагу, лист не мокнет.

Для обеззараживания воды исполнитель также предложит технологию, заключен договор с аккредитованной лабораторией, и в течение ближайших недель будет проведен анализ проб.

После того, как заказчик утвердит одну или несколько из предложенных технологий, ее реализацией займется также ООО «РГ-Экология». До этого проект должен будет пройти общественные слушания и государственную экологическую экспертизу. Также специалисты определят варианты дальнейшего использования обезвоженного лигнина.

– Когда будут получены его образцы с разных карт, можно решать, что делать с этими отходами далее, – говорит Артем Полтавский. – Мы не исключаем, что после обезвоживания класс опасности может уменьшиться, и мы его доведем до пятого, практически безопасного, класса. Уже сейчас есть желающие, которые хотят попробовать свои технологии по применению этих отходов. К примеру, специалисты из ИРНИТУ предлагают перерабатывать лигнин в компост. Кроме того, грунтом пятого класса опасности можно рекультивировать полигоны, свалки, отработанные карьеры. Эти варианты также возможны. Рабочие идеи есть, но их также необходимо проверять. Сейчас этим мы активно и занимаемся.