С небом связанные судьбы
Парад, демонстрация боевой авиационной техники, показательные полеты мотодельтапланов: на военном аэродроме Белая отметили День воздушного флота России. Поздравить личный состав полка Дальней авиации Военно-Космических сил России приехали губернатор Сергей Левченко, депутаты Законодательного Собрания, а также власти Усолья и Усольского района.
На подъезде к аэродрому автомобильная пробка длиною в километр. Люди приезжают сюда со всех близлежащих городов и поселков, чтобы увидеть оружие, которое защищает небо нашей страны.
Под аккомпанемент марша авиаторов мимо приглашенных гостей и зрителей торжественным строем проходят летные эскадрильи, технический состав и работники наземных служб авиационного полка. На сверхнизкой высоте в качестве показательного полета проносится над аэродромом самолет-заправщик Ил-78.
– 85 лет назад – 18 августа 1933 года – в Советском Союзе впервые отметили День воздушного флота. Современная авиация – это и надежный транспорт, и грозное оружие. Без авиации невозможно освоение бескрайних просторов нашей страны, эффективной защиты ее рубежей, – обращается к военнослужащим глава региона. – Быть военным летчиком – призвание и большая честь. Нам, жителям Иркутской области, это очень хорошо известно. Сегодня личный состав авиационного полка с честью выполняет свой воинский долг, постоянно совершенствует летное мастерство, развивает учебно-материальную базу и активно участвует в общественной жизни Приангарья. Уверен, нынешнее поколение авиаторов сохранит и преумножит лучшие традиции Воздушно-Космических сил и Воздушного флота России.
Губернатор вручил благодарственные письма отличившимся офицерам, представителям гражданского персонала Минобороны России, а также ветеранам военной службы. Он отметил, что отечественная школа авиастроения и летного дела была и остается одной из лучших в мире. Мастерство пилотов, высокий уровень технической оснащенности авиапарка неоднократно восхищали авиапроизводителей и летчиков всего мира.
Гостей праздника приглашают на выставку, где представлены транспортный Ан-26, самолет аэроразведки и картографирования Ан-30, образцы малой авиации. Особенно много любопытных собирается у боевых стратегических бомбардировщиков Ту-23М3. Их дальность – до 6 тыс. км, высота полета – более 11 тыс. Только один такой самолет своим боезапасом в 25 тонн способен уничтожить город средних размеров. Не говоря о том, что эти машины могут нести ядерное оружие.
– Вот здорово! – захлебывается от восторга мальчишка. – Я даже в кабине смог посидеть, правда, трогать ничего не разрешили, да я бы и сам не стал – вдруг что-нибудь испорчу!
За ним со снисходительной улыбкой наблюдает 16-летний Иван Пастухов. Сын заместителя командира части по инженерно-авиационной службе, можно сказать, вырос на аэродроме. При любом удобном случае просился с отцом. Смотрел с восторгом на крылатые машины, а потом рисовал их по памяти. Одну наиболее удачную картину решил подарить губернатору. А еще паренек рассказал Сергею Левченко, что после школы непременно будет, как отец, летчиком. Даже в кадетский класс специально поступил, чтобы привыкать заранее к военной дисциплине.
У подполковника Вадима Белослюдцева, как оказалось, военная авиация тоже мечта детства.
– Еще мальчишкой я бредил самолетами, поэтому, получив аттестат, тут же поехал в Барнаульское военно-воздушное училище, – поделился он. – Поступить туда было сложно, зато учиться – очень интересно.
За время своей службы, говорит, объехал всю страну. Служил в Оренбургской и Амурской областях, Красноярском и Приморском краях. Здесь, на Белой, служит с 2009 года. Летает командиром на Ту-22М3, а еще является заместителем командира полка. В 2016-м ему довелось участвовать в выполнении специальных задач по оказанию помощи Сирийской Арабской Республике. О той командировке рассказывает по-военному скупо: «Прошла в рабочем режиме, условия выполнения заданий были непростыми, кормили хорошо»…
Зато его жена Инга о ней до сих пор не может говорить спокойно:
– За полтора месяца не отходила от телевизора – смотрела и слушала новости. Считали с дочерью каждый день до возвращения. Позвонил – значит все нормально, живой. Сама-то я из гражданской семьи, военных в родне никогда не было. С Вадимом познакомились на дискотеке в училище, когда он еще был курсантом. Увидела и сразу влюбилась. 25 лет с ним по гарнизонам мотаюсь. Его жизнь – моя жизнь. Он служит, а я помогаю, значит, служим оба. И дочери нашей постоянно внушала: выйдешь замуж за офицера – про себя забудь. Жизнь у тебя будет нелегкой, но трудное счастье выше ценится. В прошлом году она вышла замуж. Теперь ждем рождения внука.
Возле детских аттракционов моложавый капитан одной рукой держит годовалого сынишку, второй раскачивает на качелях дошкольницу-дочь. Малыш вырывается и неверными шажками устремляется к самолетам – там интересней. Девчушка, заметив кульбиты мотодельтапланериста, кричит что есть мочи:
– Папа, а ты так сможешь?
Ребенку пока невдомек, что ее отец, Михаил Саввов, совсем недавно принимал участие в международном этапе конкурса «Авиадартс-2018», который прошел на полигоне «Дубровичи», и занял третье место в номинации «Дальняя авиация». В соревнованиях учитывалась точность бомбометания и выход по времени, расчет на посадку и перегрузки. В мишень с Ту-22М3 необходимо было попасть с высоты 1200 и 900 м. А это гораздо труднее, чем выделывать виражи на сверхлегких летательных аппаратах!
Заслугами летчика хвалится его командир, сам же Михаил на просьбу рассказать о себе лишь смущенно отнекивается:
– Может, в другой раз? Завтра опять служба, а сегодня, в выходной, хочется с ребятишками побыть. Я их так редко вижу!
В сторонке о чем-то тихонько спорят ветераны.
– Фазиль Саматов, – представляется увешанный орденами и медалями полковник в отставке. – Здесь, на Белой, служил в 1225-м полку с 1976 по 1991 годы. Закончил Тамбовское высшее военное авиационное училище, потом курсы в Рязани. Был командиром корабля на Ту-16, получил первый класс, начинал осваивать Ту-22, на которых летают нынешние летчики. Закончил службу в должности заместителя командира полка, затем перевели в Иркутск на должность старшего летчика-инспектора боевой подготовки. Переучивал Воздвиженский полк, Завитинский, Спас-Дальнинский…
На вопрос, не жалел ли, что всю свою жизнь связал с авиацией, седой полковник горячо заверяет:
– Никогда! Если бы можно было начать жизнь сначала, снова бы стал только летчиком. Да что говорить: мне самолеты до сих пор снятся. Сегодня, перед парадом, пригрезилось: сдаю зачет на допуск и – в кабину, потом: «Разрешите взлет?» Короткий разбег – и небо тебя принимает. Когда был молодой, не верил, что летчик – это навсегда, теперь убедился.