В защиту потребителей финансовых услуг
В ряду защитников прав граждан пополнение. 3 сентября вступил в силу федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который ввел новую досудебную процедуру решения имущественных споров граждан с финансовыми организациями. Финансовый омбудсмен будет заниматься случаями нарушения прав граждан со стороны страховых компаний, кредитных и микрофинансовых организаций.
Новый порядок будет вступать в силу поэтапно – сначала он распространится на споры со страховщиками по автострахованию. Через 90 дней после вступления в силу закона организации могут присоединиться к системе добровольно, а с июня 2019 года решения омбудсмена уже будут для них обязательными. Затем решения уполномоченного станут распространяться и на остальных страховщиков (кроме компаний по ОМС). С 2020 года финансовый омбудсмен сможет разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с 2021 года – к банкам. Но финансовые организации также могут по желанию вступить в систему и раньше. Так же с 2021 года присоединятся кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.
Также будет сформирован реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным, который будет вести Банк России. После полного вступления в силу закона организациям, которые отсутствуют в этом реестре, будет запрещено работать с физическими лицами.
Теперь потребитель финансовых услуг, если считает, что его права нарушены, перед подачей иска в суд должен сначала обратиться к омбудсмену. Подать жалобу могут граждане, у которых есть требования к финансовой организации на сумму не более 500 тысяч рублей (в спорах по ОСАГО максимальной суммы нет). Подать обращение можно бесплатно, сроки рассмотрения составляют 15 дней с момента передачи. Каких-то специальных познаний в юриспруденции для подачи претензии не требуется. Решения омбудсмена будут обязательны для финансовых организаций. В случае, если оно не устроит гражданина или финансовую организацию, то у обеих сторон будет возможность обжаловать его в суде.
В настоящее время уже определен главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в России: Совет директоров Банка России назначил на эту должность Юрия Воронина, который ранее занимал должность советника Председателя ЦБ РФ. Позже по представлению главного финансового уполномоченного Совет директоров Банка России назначит необходимое число финансовых уполномоченных, специализирующихся на конкретных сегментах финансового рынка.
Как отмечают эксперты, споры в сфере автострахования – один из самых крупных и проблемных секторов. Так, в 2016 году в суды поступило более 420 тыс. исков по ОСАГО, в 2017 году – более 390 тыс. таких исков, приводят в Банке России данные судебного департамента Верховного суда. Через несколько лет после начала работы финансового уполномоченногоэто число может снизиться в несколько раз.
Как подчеркивают в Банке России, цель закона – не заменить новым механизмом судебную систему, а за счет комплексного воздействия на финансовый рынок снизить число споров, в том числе судебных, и повысить доверие потребителей к финансовому рынку.