Город на берегу Угрюм-реки
Глубоко не правы те, кто полушутя-полусерьезно называют город Бодайбо «краем географии». Несмотря на отдаленность, «золотая столица Сибири» живет и развивается, как умеет.
Сибирский Клондайк
Бодайбо – маленький город, со всех сторон окруженный горами, по краю которого протекает горная река Витим. Первое, что бросается здесь в глаза, – чисто подметенные улицы и обилие джипов. На них ездят даже таксисты. Впрочем, на дорогах района другая техника просто не выдержит.
В разные времена через Бодайбо, который называли сибирским Клондайком, прошли сотни тысяч людей, ехавших сюда в надежде на старательский фарт. Сегодня столица золотой Лены все еще похожа на город-транзит, перевалочную базу.
Первое золото в Бодайбинском районе нашли более 170 лет назад. С тех пор этот не самый большой район Иркутской области в год пополняет золотой фонд России на 20 тонн драгметалла.
Купеческие партии, которые два века назад прошли по привитимской тайге, вошли в Ленское золотопромышленное товарищество. Потом прииски объединились под началом «Лензолота», которое недавно отметило 90-летний юбилей.
Статус города Бодайбо получил в 1903 году. Вся история этого края бережно хранится в местном краеведческом музее. Именно в Бодайбинском районе многие технические новшества появились гораздо раньше, чем где-либо в России. Первая электрическая железная дорога, первая высоковольтная электростанция, первая паровая драга начали работать именно в этих местах. Первый фотограф – японец Цуцуки – тоже появился именно тут. К слову, на столетие города в Бодайбо с подарками приезжала внучка Цуцуки…
Спорт в Бодайбо на высоте. Недавно спортсменка Диана Пустовая успешно выступила в столице Таиланда Бангкоке на первенстве мира по тайскому боксу, завоевав серебро. В Бодайбо есть свой стадион с теннисным кортом, в зимнее время из него делают открытый каток. Летом работают несколько фонтанов и мест отдыха. У набережной реки Витим находится церковь Рождества Христова. Здесь можно бесконечно долго сидеть на парапете у воды и смотреть на реку, которую увековечил в романе «Угрюм-река» писатель Вячеслав Шишков.
Железной дороги здесь больше нет, давным-давно ушел последний поезд, рельсы разобрали. Но золотодобыча осталась. Весь район живет за счет золота, большинство жителей работают на золотых приисках, в артелях, только маленькая часть населения трудится в бюджетной сфере.
На том краю воздушного моста…
Бодайбо
Площадь: 11 кв. км
Численность населения 13,1 тыс. человек
Виды деятельности: Золотодобыча
Расстояние до Иркутска: 1433 км
Что посмотреть туристам?
Краеведческий музей
Знаменитый Патомский кратер
Озеро Орон
Кадаликанские столбы
Водопад на притоке Витима в районе Пекино
Термальный источник «Теплый ключ»
Попасть в Бодайбо можно разными путями, но надежней – по воздуху. Можно доехать на машине из Иркутска по зимнику, в летнее время добраться крайне сложно и опасно из-за отсутствия дороги как таковой. Билеты на самолет дорогие – от 10 до 12 тыс. рублей в один конец. Но учитывая наплыв сезонных рабочих, желающих лететь меньше не становится.
С июля в Бодайбо зашел новый перевозчик, совершающий рейсы по маршруту Бодайбо – Усть-Кут – Красноярск – Бодайбо. Основная часть пассажиров – вахтовики. С приходом на авиарынок нового игрока цены на перелеты нисколько не упали.
От транспортной доступности в Бодайбо зависит уровень цен на продукты и товары первой необходимости, наконец, само качество продуктов на полках местных магазинов.
Аэропорт в городе отнюдь не самый современный. Весть о том, что воздушную гавань в 2022 году включат в программу модернизации транспортной инфраструктуры России, местные власти воспринимают, мягко говоря, с недоверием. В районе идут слухи о том, что логистика перелетов может поменяться, и новый аэропорт построят в поселке Кропоткин. Бодайбо при таком раскладе многое потеряет.
– Нет четкой информации о судьбе аэропорта, – говорит глава администрации города Бодайбо Александр Дубков. – Потребность в обновлении аэропорта, конечно же, есть. Новый рейс через Усть-Кут оказался востребованным – к нам летят энергетики, монтажники, строители, занятые в золотодобывающей отрасли. Борты загружены максимально и, наверное, потому никаких субсидий на авиаперевозки не предусмотрено. Хотя, по моему мнению, вполне возможно и законно установить льготу на проезд авиасообщением для граждан, имеющих местную прописку, но это уже полномочия правительства Иркутской области.
Тут надо отметить, что городская и районная администрации оказывают финансовую помощь малоимущим гражданам, частично субсидируя перелеты до Иркутска. Но это лишь капля в море.
Самые продуманные бодайбинцы летят в Иркутск из поселка Таксимо (Республика Бурятия), предварительно добираясь туда наземным транспортом. Оттуда перелет стоит 5 тыс. рублей, поскольку правительство республики это авиасообщение субсидирует. В итоге полеты можно удешевить наполовину.
Спонсоры не подводят
Несмотря на трудности, жизнь в Бодайбо не замирает. Даже наоборот, за последние годы город значительно похорошел.
А началось все с малого – благоустройства улиц и придомовых территорий, установки пешеходных переходов, знаков.
– В городе за два года построено два дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. С 2014 года в Бодайбо переселено более 20 тыс. «квадратов», 663 семьи, 1363 человека, – рассказывает глава города Александр Дубков. – Эта программа для муниципалитета оказалась «неподъемной ношей», и чтоб достичь программных показателей пришлось пожертвовать другими потребностями, а именно средствами на благоустройство. Сегодня в бюджете отсутствуют средства на снос расселенных домов, поэтому некоторые микрорайоны имеют непривлекательный вид, но это временно.
С 2010 года по программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области» закрыты практически все жидкотопливные котельные, располагавшиеся во дворах многоквартирных домов. Из-за них долгие годы жители зимой дышали насыщенным запахом нефти.
– Если коротко, смысл нашей жизни – летом подготовиться к зиме, зимой – перезимовать, – без тени иронии говорит Александр Дубков.
Впервые за долгие годы в Бодайбо городские и районные власти смогли решить проблему очистки воды – наконец-то вышла на нормальный уровень работы станция водоподготовки. Однако раз в год, когда Витим легко выходит из берегов, очевидно, чтоб люди не забывались, вода в кранах снова становится мутной.
Тем не менее жители отмечают – качество воды значительно улучшилось.
– Вода, которая поступает с Витима и проходит через станцию водоподготовки, соответствует всем предъявляемым требованиям. Есть проблемные участки по определенным частям города, где минимальный разбор, а сети требуют капремонта. Там мутность и цветность другая, – комментирует градоначальник.
В феврале этого года в Бодайбо торжественно открыли новый ФОК. Он сразу стал местом притяжения жителей, а еще школа № 1 использует его под спортзал. На главном спортивном объекте города – стадионе «Труд» – проведена реконструкция беговой дорожки. И на других объектах Детского оздоровительно-образовательного центра проводится текущий ремонт. Рядом с гимнастической площадкой строители установят силовые тренажеры, проведут ремонт и в спортивном зале «Автомобилист».
Уже не один год в городе идет благоустройство парка. К 90-летнему юбилею района в Бодайбо установили первый за всю историю золотого края памятник золотодобытчику. Идея памятника принадлежит мэру района Евгению Юмашеву, осуществить проект помогли спонсоры.
Вообще спонсоры в Бодайбинском районе активны. Понятно, что деньги золотодобытчиков тратятся на весь район. Но и город в стороне не остается.
Социально ответственные компании помогают Бодайбо в строительстве жилья, ремонте учреждений образования, культуры и спорта, укреплению их материально-технической базы.
Один из лидеров социально-экономического партнерства – АО «Полюс Вернинское». Только за последние три года сумма спонсорской помощи от этой компании составила более 50 млн рублей. При участии вернинцев стала возможной реконструкция плавательного бассейна «Металлист» в Бодайбо, строительство дома для работников бюджетной сферы, поддержка местного спорта, покупка жилья для бюджетников.
«Сны о Москве и Гренобле не снятся…»
Спонсоры не оставляют без внимания и здравоохранение.
– В дополнение к финансированию, которое нам выделяет областной минздрав, помощь со стороны золотодобывающих компаний позволяет не прекращать ремонт больницы ни на один день, – рассказывает главный врач Бодайбинской районной больницы Денис Кернер.
Недавно в стационаре при участии золотодобывающей компании «Друза» завершился ремонт рентгенологического отделения.
Наш разговор с главврачом проходил под звуки перфораторов – ремонт в больнице продолжался уже в детском отделении.
Денис Владимирович больницу возглавил два года назад. В 2003 году окончил медуниверситет, затем двухгодичную ординатуру по хирургии. Поработав пять лет общим хирургом в Иркутске, отправился на стажировку в город Гренобль (Франция), где имел постоянную медицинскую практику. После ее окончания вернулся работать в Москву.
– В августе 2016 года я через интернет подал резюме на должность главного врача, слетал на собеседование в Бодайбо и был утвержден в этой должности. Собрался и приехал, – вспоминает Денис Кернер.
О том, что успешную столичную клинику он променял на север, доктор Кернер не жалеет. Сны о Москве и Гренобле ему не снятся. Работу свою в новой должности начал с улучшения материально-технической базы и привлечения новых кадров.
– При помощи минздрава, местных администраций, средств от платных услуг и спонсорской помощи золотодобывающих предприятий в размере 10 млн рублей в год нам удается развиваться. Покупаем оборудование, автотранспорт. Компания «Полюс Вернинское» купила нам эндоскопическую стойку. Кроме того, оплатила покупку санитарного автомобиля, который предназначен для поселка Кропоткин. В этом году с помощью компании «Лензолото» мы приобрели аппарат искусственной вентиляции легких, на котором работают все современные клиники Иркутской области. В прошлом году компания «Лензолото» купила оборудование для проведения эндоскопических операций, на котором мы уже сделали более 50 операций, – перечисляет главврач.
Укомплектованность Бодайбинской больницы врачами составляет 60%, средний медперсонал укомплектован на 51%. Это несколько выше областного целевого показателя, установленного минздравом.
В 2017 году сюда прибыли девять врачей и 10 представителей среднего медперсонала. В 2018 году приехали шесть врачей и семь работников среднего медзвена. Так, вернулся дерматовенеролог, который обучался по целевому договору, ожидается приезд ЛОР-врача и педиатра-неонатолога. Из Томска ждут педиатра.
Уроженец Бурятии, врач-педиатр Бато Рампилов прибыл в Бодайбо по программе «Земский доктор». Молодой человек окончил Читинскую медицинскую академию и работал в Улан-Удэ. Имея семью и двоих детей, искал высокооплачиваемую работу.
– Позвонил старому товарищу, он реаниматологом работает в Баяндаевском районе. Дело случая – он дал мне телефон главврача Бодайбинской ЦРБ, так решился вопрос с трудоустройством. Я, когда с женой познакомился, пообещал ей – в тайгу тебя увезу. Так и случилось. Планы у меня – остаться тут всерьез и надолго, – улыбается Бато.
Молодому специалисту пообещали жилье. Кроме того, по программе привлечения кадров медики, приезжающие в район, получают неплохие подъемные. Так, врачам больница выплачивает 100 тыс. рублей, муниципалитет в течение трех лет – еще 300 тыс. рублей. Средний медперсонал получает подъемные в размере 50 тыс. рублей от клиники и 150 тыс. от муниципалитета. Также медикам предоставляется жилье, в том числе общежитие, помощь с арендой квартир.
– За два года моей трудовой деятельности никто из приехавших в Бодайбинский район медиков нас не покинул и не уехал в поисках лучшего места, – констатирует Денис Кернер. – Люди, как раньше, едут на север на заработки. Так, в поселок Кропоткин из Омска приехала фельдшер, в поселок Перевоз мы в ближайшее время планируем трудоустроить врача-терапевта.
Должна быть идея
Город живет, но живет трудно. Одна из проблем – отток населения. Молодежь сюда возвращается неохотно, и если есть гарантированное место работы, желательно в золотодобывающей отрасли.
Житель города Бодайбо, краевед Николай Мунгалов рассказывает, что в 1991 году в городе проживало свыше 20 тыс. жителей. Сегодня – чуть более 13 тыс.
– Люди уезжают по одной простой причине – раньше у нас были северные надбавки, сейчас этого нет. Зарплата у местных и приезжих вахтовиков одинаковая. Оторванность от социальных благ ранее оплачивалась, сейчас нет. А цены вон какие…
Долгие годы перспективу развития города видели в связке с освоением золоторудного месторождения Сухой Лог – одного из крупнейших в мире. Однако по разным причинам оно долгое время оставалось неосвоенным. Дело сдвинулось в феврале 2017 года, когда лицензию на разработку Сухого Лога получило совместное предприятие ООО «СЛ Золото».
Появление в Иркутской области крупного высокотехнологичного производства связывают с созданием новых рабочих мест, дополнительными налоговыми отчислениями в бюджеты всех уровней. По сути, развитие Сухого Лога должно придать новый импульс всей экономике региона. Уже началось строительство линий высоковольтной сети электропередач с подстанцией для обеспечения месторождения электричеством. Эта подстанция также призвана обеспечивать электроэнергией целый ряд стратегически важных объектов, в том числе бодайбинские производственные золоторудные участки.
Однако о перспективах города в связи с развитием Сухого Лога глава Бодайбо Александр Дубков говорит осторожно:
– Город словно замерз на каком-то этапе – мы не движемся ни назад, ни вперед. Нет ощущения, что в наше развитие уже завтра кто-то будет вкладывать деньги. Пока никто твердо не знает, как мы будем развиваться в связи с разработкой Сухого Лога – у всех выжидательная позиция. Город живет, работает, мы делаем все в меру сил и бюджета. Но должна быть не только идея, но и конкретный план социально-экономического развития района. Я бы даже сказал не просто Бодайбинского района, а в целом северных территорий Иркутской области. Нам говорят: «Бодайбо – это ваш город. Делайте план социально-экономического развития». Но нам надо четко понимать, как мы с этим планом войдем в план развития всей области. Для многих бодайбинцев север – не просто место жительства, а образ жизни. И мы верим, что у нашего севера самое лучшее еще впереди!