Евгений Юмашев: Бодайбо будет развиваться по Госплану
Бодайбинский район ежегодно поставляет в казну страны больше 23 тонн золота. С каждым годом эта цифра растет. Но население по объективным причинам сокращается. О перспективах севера рассказывает мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев.
– Евгений Юрьевич, в каких программах участвует район?
– У нас работает порядка 17 госпрограмм. По программе модернизации ЖКХ в Бодайбо построено пять современных блочно-модульных котельных на твердом топливе. Они позволяют за счет перехода с жидкого топлива на уголь экономить средства на нужды ЖКХ. Введены в эксплуатацию блочно-модульные котельные в поселках Мамакан, Кропоткин, Перевоз.
Решен вопрос со строительством школы в поселке Мамакан. Во всех школах и детсадах района проведены капитальные ремонты. В 2018 году на это выделено 66 млн рублей. В районе создаются условия для комфортного досуга, занятий спортом, творчеством. Для детей работает масса кружков и секций. В Бодайбо есть стадион, каток, бассейн, лыжная база. В этом году открылся новый ФОК, в центральном городском парке завершается реконструкция.
18 млн рублей в этом году выделено на благоустройство Бодайбо. По областной программе «Чистая вода» введена в эксплуатацию станция водоподготовки, завершено строительство дополнительной ступени очистки воды.
В рамках программы «Молодым семьям – доступное жилье» 26 семей получили возможность решить квартирный вопрос. Для привлечения кадров в учреждения образования, культуры и здравоохранения работает программа, по которой специалистам с высшим и средним профобразованием предусмотрены денежные выплаты в размере 100 тыс. рублей и 50 тыс. рублей соответственно.
– И все-таки люди из района уезжают…
– Расселяется монопрофильный поселок Маракан, расположенный в 170 км от Бодайбо. К сожалению, нет дальнейших перспектив его социально-экономического развития. Больше 10 лет люди просили о расселении, они имеют право жить в комфортных условиях. Вопрос содержания поселка – тоже не последний. Финансовые годовые затраты по Маракану составляют порядка 50 млн рублей.
С инициативой переселения мы выступили в 2017 году. Правительством области были даны поручения министерствам по упразднению поселка. Расселение проводится в рамках государственно-частного партнерства с участием компании «Полюс Золота». На предоставление жилищных субсидий гражданам выделено более 200 млн рублей. Из бюджета выделены средства на провоз багажа. Сегодня 240 семей имеют право на получение субсидии, более 100 человек его реализовали. 22 человека заявления еще не написали, но, согласно закону, они могут это сделать в следующем году. Еще 100 человек останутся в нынешнем году на зимовку. Старый аварийный теплоисточник в поселке закрыт, там будет работать блочно-модульная котельная, отопление уже запускается.
Дети из поселка вывезены, школа и сад закрыты. 30% мараканцев выехали за пределы района, 70% – выбрали на новое место жительства поселки Мамакан и город Бодайбо.
– Есть ли в районе поселки, которые постигнет судьба Маракана?
– Мы выступаем с инициативой о закрытии Апрельского и Васильевского, готовим соответствующие документы. Трудоспособное население из поселков выехало, там остались самые незащищенные и пенсионеры. Закрытие поселков – это не примета сегодняшнего дня. В советское время в Бодайбинском районе было на порядок больше поселков. И многие из них также закрывались. Если нет экономической целесообразности, возможности поддерживать жизнь людей на качественном уровне – надо такие поселки ликвидировать.
– Отдаленность – большая проблема территории. Как решаются вопросы реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома и строительства моста через Витим?
– Эти проекты требуют огромных вливаний из бюджетов всех уровней, поэтому их реализация во многом зависит от дальнейшего развития района. Грунтовая взлетно-посадочная полоса аэропорта, на которую могут приземляться только устаревшие воздушные суда, и сама морально устарела. Активные переговоры с участием представителей группы «Полюс» и органов власти привели к тому, что аэропорт Бодайбо включили в программу развития и модернизации транспортной инфраструктуры России. На 2022 год предполагается выделение финансирования из федерального бюджета. Если этого по каким-то причинам не произойдет, есть договоренность с собственником, он готов проводить реконструкцию на свои средства. Вопрос с аэропортом все равно надо решать – вариантов нет. Ресурс у Ан-24 продлен как раз до 2022 года. С учетом перспективы развития месторождения Сухой Лог, увеличится завоз людей. Поэтому необходимы современные самолеты.
Теперь что касается моста через Витим. Изначально специалисты рассматривали разработку документации на основании старого проекта, но после проведения экспертизы сделали вывод, что строительство необходимо планировать в другом месте, так как поставленные когда-то опоры моста непригодны для дальнейшего строительства. О старом проекте можно забыть.
Новый проект готов, цена объекта – 8 млрд рублей. За эти деньги мост строить никто не будет. Дирекция автомобильных дорог запросила у нескольких институтов решения, чтобы проект удешевить и построить в другом месте. Не исключено, что так и будет. Мост нужен. С его появлением закончились бы авралы при снабжении района топливом и продуктами.
– Еще одна проблема – дороги.
– Это стабильно тяжелая тема для нас. Однако есть и сдвиги. Так, улучшилось состояние полотна дороги по направлению Таксимо – Бодайбо, которая связывает Бодайбинский район с БАМом. В конце сентября принимается в эксплуатацию 15-километровый участок, который строился три года. На эти цели потрачено 1,1 млрд рублей.
– Каковы планы на ближайшее время?
– Все наши достижения и успехи стали возможными благодаря совместной работе с губернатором и правительством Иркутской области, областным парламентом, золотодобывающими предприятиями. Бодайбинский район наряду со Свирском и Усть-Кутским районом определены в Приангарье пилотными территориями, составляющими свои муниципальные планы развития по аналогии с пятилетним планом развития региона, который должен быть принят не позднее ноября 2018 года.
Мы будем делать упор на строительство служебного жилья для привлечения специалистов в бюджетную сферу. Из больших объектов – реконструкция культурно-досугового центра «Витим». Он был в аренде 13 лет и вернулся к нам в неприглядном виде. Проведем его реконструкцию с расширением, потому что помещений для творческих коллективов уже не хватает.
– Как строятся отношения со спонсорами?
– С 2007 года администрацией района проводится работа по заключению и реализации соглашений о социально-экономическом партнерстве. В рамках соглашения между правительством Иркутской области и компанией «Полюс Золото» удалось реализовать ряд социально значимых проектов. Среди них – станция водоочистки, капитальный ремонт бассейна «Металлург», благоустройство города, ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса.
Уровень золотодобычи постоянно увеличивается. Предприятия приобретают оборудование, инвестируют средства в новые производственные мощности. В этом году золотодобыча в районе увеличена более чем на тонну. Планируется, что по итогам года предприятия получат 24 тонны драгметалла.
– Каким вам видится будущее севера?
– У населения нет веры в стратегию развития севера со стороны государства. Подобное мы переживали в 90-е годы, когда север был практически брошен.
Люди уезжают в поисках мест, где дешевле авиабилеты, доступнее отдых. Где есть высокотехнологичная медицина, чего в Бодайбо, к сожалению, нет. И не потому, что мы не можем приобрести, например, томограф. В силу нормативов по численности населения томографа в районе не будет никогда.
Большие надежды возлагают на начало разработки месторождения Сухой Лог. С его развитием появятся еще 14 тыс. рабочих мест. Но никто в современных условиях новые города на севере строить не будет. Мировая практика – развивать север вахтовым методом. Задача бизнеса – прибыль, поэтому вкладывать средства в социальное и культурное развитие севера никто не станет.
Зато будут новые налоги и отчисления, это даст возможность нам улучшать качество жизни северян. Возможно, какие-то поселки также закроются, население сконцентрируется вокруг Бодайбо. Люди будут приезжать к нам на заработки. Бодайбо останется промышленным центром Приангарья.