На краю снега
Как живет бывшая «маленькая Швейцария»
В Мамакане – поселке энергетиков в Бодайбинском районе, не угасла жизнь. И не угаснет, пока живут в нем светлые, неравнодушные люди, любящие Север.
ГЭС на вечной мерзлоте
Мамакан находится в 12 км от Бодайбо. Паром, этот вечный спутник северных рек, осторожно швартуется у противоположного берега. Есть время его подождать и побродить, рассматривая низкое пасмурное небо, темную глубину Витима и храм на той стороне реки.
Благословенные места! Здесь можно часами сидеть на камешке у воды, наслаждаться тишиной и плеском волн. Однако Витим только кажется покладистым и спокойным. Раз в год легко и гневно река выходит из берегов и подтапливает все, что можно.
Дорога до переправы в районе села Колобовщина тоже этим летом оказалась под водой.
– Знаки дорожные плыли, вон туда вода доходила, – рассказывает местный житель Анатолий Шевчук, показывая на заросли полыни по другую сторону дороги.
А потом река вернулась в привычное русло и снова притворилась спокойной и мирной. Она легко покачивает паром, и путь до Мамакана кажется совсем коротким.
Приезжих поселок встречает стелой с изображением Ленина и его бессмертным лозунгом про электрификацию всей страны. Мамакан и начинался с электрификации. В 1932 году здесь развернулось строительство ТЭС. В 1936 году был запущен первый турбогенератор ТЭС мощностью 2 МВт. Долгожданная электрическая энергия пошла в шахты.
Претворяя идеи вождя, в 1957 году на своенравной и бурной реке Мамакан началось строительство уникальной гидроэлектростанции. Мамаканская ГЭС, единственная в стране, была возведена в зоне вечной мерзлоты. Станцию строила в основном молодежь, приехавшая в северный край со всех концов страны.
– Моя мама работала на строительстве, они жили в палатках, и я там родилась! – вспоминает мамаканка Маргарита Бушуева-Байзакова.
При строительстве были впервые применены оригинальные конструктивные, технические решения. В 1962 году гидроэлектростанцию мощностью 86 тыс. киловатт ввели в эксплуатацию. Новая станция работала на нужды горной промышленности, помогая увеличить объемы добычи золота.
Вместе с ГЭС строился поселок, социальная сфера. Снабжение в Мамакане было почти столичным. О возможности слетать на вечерний спектакль в Иркутский драмтеатр старожилы рассказывают вполне серьезно. Удобные и красивые микрорайоны, высокие северные заработки энергетиков делали жизнь в Мамакане комфортной. «Маленькой Швейцарией» называли его жители. Сюда из разных областей страны ехали специалисты, многие остались на севере навсегда.
И сегодня Мамакан хранит следы былого благополучия. Поселок чистый, разве что новостроек не видать. И специалисты со всей страны сюда больше не едут. Наоборот, с 1989 года население сократилось наполовину.
Сегодня в поселке проживает около 2 тыс. человек. Специалист местной администрации Татьяна Завозина в шутку называет себя ссыльной. Метеоролог по профессии, она в 1981 году приехала в Мамакан из Новосибирска.
– Уютный и райский был уголок, – вспоминает женщина. – А в последние годы жить тут трудно. Зарплаты невысокие, зато цены… Моя дочь Наташа тоже в бюджетной сфере работает. Живем. А куда я теперь уеду? Дом продать – палатку купить на большой земле?
Поселку нужна школа
В 2007 году в Мамакане сгорела школа, уцелели лишь помещения мастерских. Их и оборудовали под учебные классы. В кабинете столярного дела, где стояли верстаки, детям рассказывали о Пушкине, учили спрягать глаголы и решать задачи по алгебре.
С местной выпускницей Светланой Балаевой мы бродим по территории школы. Она помнит каждый тополь в школьном парке, а тополя помнят ее. Светлана рассказывает, какой замечательной была школа, сколько нового и интересного в ней было пройдено.
– У нас обучаются 250 детей, – рассказывает нынешний директор Галина Хетчикова. – В этом году мы набрали 31 первоклассника, в прошлом году было 28 первоклашек.
Школьники успешно сдают ЕГЭ, участвуют в спортивных соревнованиях по хоккею и лыжам, в спартакиаде, где неизменно занимают призовые места. В школе немало добрых традиций – например, проведение ежегодного турслета. В Мамакане работает спортивная школа по хоккею с мячом, филиал легендарной «Сибсканы». Тренер школы Минифатых Ашарапов готовит будущих спортивных звезд, которые уже сегодня уверенно заявляют о себе.
– Необходимость строительства школы никем не отрицалась – она нужна, причем современная, – говорит заместитель мэра района Игорь Крицкий. – Основной проблемой была высокая стоимость проекта – 455 млн рублей. Рассматривался вариант уменьшения стоимости затрат либо за счет удешевления проекта, либо за счет использования имеющегося типового проекта, который требовалось привязать к местности.
С проектированием школы помогли спонсоры. На строительство в Мамакане новой школы, рассчитанной на 250 учеников, из областного и поселкового бюджетов выделено свыше 330 млн рублей. Был объявлен тендер. Назывался даже срок сдачи школы – 2020 год. Когда начались строительные работы, мамаканцы вздохнули с облегчением. Однако подрядчики подвели, и строительство снова встало. На сегодня выполнен нулевой цикл – заасфальтировано основание, установлена арматура. Дальше – пока тишина.
– Школа нам жизненно необходима, и я верю, что придет новый подрядчик и ее все-таки построят, – говорит Галина Хетчикова.
Дела житейские
Бюджет поселения составляет 5 млн рублей, остальное дотации, говорит специалист администрации Татьяна Завозина. Она рассказывает, что сегодня соцсфера научилась выживать и без участия крупных предприятий.
В сентябре 2014 года была запущена новая котельная, работающая на твердом топливе. Вопросы модернизации коммунальных систем поселка Мамакан и строительства нового теплоисточника остро стояли более трех лет, но при помощи области были решены.
В поселке построен спортивный корт. Два года назад местная жительница Галина Жогова создала музей, где нашла отражение вся история Мамакана и его людей.
В поселке работает культурно-досуговый центр, которому в марте 2019 года исполнится 55 лет. Он попал в областную программу «Сто модельных домов культуры – жителям Приангарья» и сильно похорошел. А также был оснащен световым и звуковым оборудованием, новой мебелью и костюмами.
Заведующая Наталья Жогова рассказывает, что в КДЦ занимаются пять творческих коллективов, два клуба выходного дня, группа здоровья и творческие объединения «Ай да мамы» и «Радуга идей». Кружки посещают 230 детей. На территории КДЦ летом для детей работают бассейн и батуты.
Поселок удивительно красивый. Здесь рыбачат даже женщины и дети. Улицы прибранные, нет откровенной разрухи. На берегу реки чьими-то добрыми руками построена беседка для отдыхающих, возведен храм.
Грибы в поселке собирают прямо в местном парке. Пенсионер Валерий Козлов, которого мы застали за этим занятием, показывает «улов» – подберезовики, они же «красноголовики».
Евгений Афанасьев, бывший силовик, а ныне специалист по дорожному хозяйству местной администрации, в Мамакане живет с 1978 года. Он рассказывает, что по программе «Народные инициативы» поселок благоустраивается, начали делать дороги.
– А вот участкового у нас нет, – сетует Евгений. – Была когда-то народная дружина в поселке, да приказала долго жить…
– Не хотите ее возродить? Вы же бывший милиционер, вам и карты в руки.
– Будем думать…
Красоту местные жители наводят сами. Нина Сырцова стала победителем муниципального конкурса на лучшую усадьбу. Ее приусадебный участок украшают цветы всевозможных видов и сортов. Фонтан, декоративный колодец – все сделано своими руками.
– Идея моя, воплощает муж, – улыбается хозяйка.
Педагог музыкальной школы Ирина Иващенко тоже одна из победительниц конкурса. У нее во дворе полыхают огромные бегонии, георгины, нежные эустомы. Редко где можно встретить такую спокойную и изысканную красоту.
Свой сад Ирина Валентиновна возделывает много лет. И одновременно растит музыкальные таланты. У нее десятки воспитанников и выпускников, что ни имя, то местная звезда – Полина Тимофеева, Валентина Путря, Елена Печерских, Мария Пегова…
– Я пока никуда не собираюсь отсюда, – с достоинством отвечает Ирина на вопрос, что ее держит в поселке. – Мне нужно деток доучить. Очень талантливые дети, понимаете?
«Только сохнет по Северу бедное сердце»
Мамаканская ГЭС – градообразующее предприятие, единственное место работы, других производств в поселке нет, только социальная сфера. Средняя и музыкальная школы, детский сад, досуговый центр, амбулатория, дом-интернат для престарелых и инвалидов, которому в этом году исполнилось 95 лет. Мужики работают в артелях.
Основной бич поселка – безработица. Все бюджетные переживают сокращения, не без горечи рассказывают местные жители. Когда-то здесь работало четыре детских сада. Сократилась и участковая больница, где был стационар на 25 коек.
В день, когда мы приехали, поселок энергетиков по иронии судьбы остался без света. В сумрак была погружена и амбулатория. Однако главврача Дариму Табитуеву мы застали на месте. Вместе с мамой «работали» двое ее малышей.
Дарима, уроженка Нукутского района, приехала в Мамакан два года назад, окончив стоматологический факультет Иркутского медуниверситета. В поселке Перевоз работала ее сестра, вот и сманила на север.
Новая главврач показывает амбулаторию и поясняет, что в день на прием приходит по 10 человек, в учреждении работают педиатр и акушер.
– Ремонт в больнице нужен, – озабоченно говорит Дарима Иннокентьевна, – зимой очень уж холодно.
Коллектив нового главврача встретил радушно и помогает, чем может.
– Мне тут нравится. Природа красивая. Люди хорошие, детям тут неплохо расти, – делится Дарима. – Контракт у меня на пять лет, а потом посмотрим…
«Прирастет к Северу» – уверенно говорят про Дариму местные жители из тех, кто всем сердцем любит этот край. Здесь длинные зимы, много снега. Но чем-то север держит, не отпускает.
«Только сохнет по Северу бедное сердце», – продекламировал нам паромщик Юрий Антропов, когда мы покидали Мамакан. Глядя на реку и небо кроткими голубыми глазами, паромщик огорчался тому, что люди не видят здешней красоты, оттого что душевно незрячи.
– Во всем надо искать позитив. Посмотрите, какие тут дивные места. Как не радоваться, видя все это? Счастье – оно вот тут, – показал Юрий на сердце.