Будущее – за ЭКО-поколением
Движение «ЭКО-поколение», стартовавшее на первом и получившее продолжение на втором Байкальском международном экологическом водном форуме, приобретает все больше сторонников в России.
Культура экологического просвещения
Формирование экологического мировоззрения у молодежи – одна из ключевых целей форума. За два дня для подрастающего поколения прошло 24 мероприятия в режиме нон-стоп. В их числе школа экспериментирования «Вода – волшебный художник»; мастер-класс «Создаем мультфильм «Приключения Байкальского Капитошки»; экологический урок «Беречь Байкал – святое дело»; игра «Путешествие вокруг Байкала»; караоке-батл на тему «Море песен»; телемост Томск – Иркутск – Кемерово и многие другие.
– «Эко-поколение» – это наш вклад в то, чтобы подрастающее поколение понимало, каким важным ресурсом является вода, и стремилось сделать все, чтобы вода не разделяла, а объединяла людей и народы, – подчеркнул губернатор Сергей Левченко.
Большой интерес на форуме вызвала презентация кругосветной детской энциклопедии «Байкал вокруг света», которая за год побывала в 25 странах и 40 семьях. На первых десяти страницах иркутские школьники рассказали своим сверстникам из других стран о неповторимом мире Байкала. Остальные пустые страницы заполнили дети со всего мира. Так появилась международная «Энциклопедия природы». Губернатор вручил книгу приглашенным на форум участникам проекта – Инге Ревекко и ее маме Виктории из США, а также Макару и Марии Черепановым с мамой Евгенией из Китая.
Впервые в России в рамках второго БМЭВФ состоялся Международный саммит молодежных лидеров в области водных ресурсов. В дискуссии приняли участие лидеры из таких стран, как Шри-Ланка, Болгария, Сербия, Камбоджа, Франция, Канада, Афганистан, Таджикистан и, конечно, Россия. Они обсудили проблемы доступа к безопасной питьевой воде.
Губернатор принял участие в работе тематической секции «От экологического просвещения и образования молодежи к экологической культуре населения». Ее участники говорили о том, что для устойчивого развития необходимо сделать экологическое просвещение более системным, оно должно стать одним из обязательных в школьной программе.
– Один из участников молодежного саммита – делегат из Афганистана – сказал: «Все люди в мире делятся на тех, у кого есть вода, и тех, у кого ее нет». К сожалению, те, у кого вода есть, чаще всего о ней совершенно не думают. Основная задача экологического просвещения, на мой взгляд, состоит в том, чтобы каждый из нас думал о том, что он может сделать для сохранения природы. И действительно участвовал в этой работе, – с такими словами к участникам секции обратился Сергей Левченко.
За природу в ответе каждый
В Приангарье активную работу со школьниками по экологическому просвещению ведет Иркутский гидрометеорологический техникум. Здесь готовят специалистов по уникальным специальностям для стратегической отрасли России. За 45-летнюю историю из стен техникума вышли тысячи специалистов: гидрологов, метеорологов, аэрологов, экологов.
– Для наших студентов экологическая компетенция и ответственность – это важная часть профессии. Они активные участники и организаторы различных акций и проектов. Накопленный опыт и профессиональные знания позволяют нам говорить, что волонтерство – это не только уборка мусора, но и экологическое просвещение, которое помогает убедить молодежь в том, что природу нужно сохранять, – поделилась опытом Лилия Быстрова, директор Иркутского гидрометеорологического техникума, член общественной палаты Иркутской области, почетный работник среднего профессионального образования, академический советник Академии проблем водохозяйственных наук.
Действительно, студенты Иркутского гидрометеорологического техникума на форуме проводили различные экологические уроки, мастер-классы, тренинги. Особенно ребятам запомнилась квест-игра «Байкал. Четыре стихии». Это совместный проект с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Квест проходит в четыре этапа, в ходе которых школьники могут проявить себя, получить знания о специальностях техникума, провести эксперименты и узнать много нового о священном озере Байкал.
В арсенале техникума это далеко не единственный познавательный проект. Например, для малышей студенты придумали и поставили экологическую сказку «Колобок». С помощью сказочных персонажей дети в детских садах знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы. Но самое главное – с малых лет юные иркутяне начинают заботиться о природе.
Для школьников придумана еще одна квест-игра «Путешествие в страну Гидрометеорологию». В процессе прохождения этапов ребята получают возможность испытать себя в роли гидролога, метеоролога, эколога и радиотехника, учатся определять качество продуктов в домашних условиях, раскрывают секрет опыта «Вода в решете».
– Сегодня волонтерское движение вносит существенный вклад в решение более сложных экологических проблем. Современное общество, комфортность и безопасность среды обитания рассматривает через экологическую составляющую – через развитие парковых зон, сохранение и эстетическое развитие природных ландшафтов, экологическое благоустройство. В Иркутской области накоплен положительный опыт инициативного участия населения в проектах по развитию комфортной городской среды, – отметила Лилия Быстрова.
Визитной карточкой Иркутского гидрометеорологического техникума является эколого-просветительский центр «Экопарк». Студентами была проведена огромная работа. Для создания экосистемы был выбран заброшенный участок за мусорными контейнерами. Изначально они очистили участок от многолетнего мусора, строительного, бытового и других отходов, подготовили землю для посадки саженцев, которые выращены в питомнике техникума на учебной базе «Смоленщина». Саженцы берез, сосен, черемухи и других деревьев получили прописку в экопарке. Таким образом, недавно заброшенный и совсем не привлекательный участок территории в будущем превратится в живописное место, лесную зону с различными растениями, деревьями и кустарниками. В перспективе здесь планируется создать кинотеатр под открытым небом, где будут показывать фильмы о живой природе. Но экопарк – это не только ландшафтная зона, но и творческие исследовательские лаборатории для детей и взрослых; уроки под открытым небом и другие просветительские мероприятия.
– Вторая наша инициатива – онлайн-школа «Зеленый дом». Проект связан с тем, что волонтерское движение, особенно экологически направленное, должно обеспечиваться информационной поддержкой со стороны специалистов. Реализация проекта – это не только создание информационного ресурса для проведения различных видеокурсов, семинаров, конкурсов, но и площадка для консолидации усилий по формированию профессионального сообщества людей, заинтересованных в экологически устойчивом развитии региона. Мы считаем, что наш ресурс будет полезен и востребован, – рассказала о новом проекте Лилия Быстрова.
На втором форуме эксперты сошлись во мнении, что экологическое просвещение является сегодня одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств.
– Мы ориентируемся на те задачи, которые ставит мир, – задачи устойчивого развития сбалансированного социального, экономического и экологического развития. Данные задачи ставятся во главу угла как основа выживания человечества. Мы говорим о глобальной программе действий для образования, неотъемлемой частью которого должно стать экологическое просвещение, – резюмировала ведущий научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО, профессор Елена Дзятковская.