26.09.2018 09:00
Рубрики
Здоровье
Текст
Ангелина Галанина
Фото
Михаил Терещенко
Текст:
Ангелина Галанина
Фото:
Михаил Терещенко
26.09.2018 09:00

Россияне выступили за трезвость

Россияне считают алкоголизм болезнью, требующей медицинского вмешательства, а также серьезной социальной проблемой. Такие данные приводит ВЦИОМ в опросе «Алкоголизм и как с ним бороться», с результатами которого ознакомились «Известия». В качестве мер борьбы граждане назвали запрет продажи алкоголя лицам, не достигшим 21 года (58%), принудительное лечение (38%) и даже введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков в общественном месте (33%). Антиалкогольная политика находит все больший отклик у общества, отмечают эксперты.

У 37% россиян есть знакомые с алкогольной зависимостью. В близком окружении 43% опрошенных таких людей нет. 20% не смогли ответить на этот вопрос однозначно. «Может, и есть, но мне об этом точно неизвестно», – сообщили они социологам.

В целом отношение к алкоголизму в России негативное. 46% граждан считают, что это болезнь, и алкоголикам нужна медицинская помощь. Многие считают это еще и социальной проблемой: 31% респондентов уверены, что «лечить надо само общество», а еще 6% заявили, что алкоголиков следует изолировать. То, что употребление алкогольных напитков – частное дело каждого, ответили 14% респондентов.

Существующие законодательные меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя, 41% опрошенных считают недостаточными и слишком мягкими. Еще 32%, напротив, уверены, что они такие, как нужно. И лишь 8% назвали их чрезмерно жесткими.

58% россиян поддерживают запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года. Одобряют пропаганду трезвого образа жизни 54%, полный запрет рекламы даже слабоалкогольных напитков – 49%, восстановление вытрезвителей – 44% и принудительное лечение от алкоголизма – 38%.

Кроме того, 37% респондентов позитивно оценивают ограничение продаж алкоголя в утреннее время, столько же – развитие современных методов лечения, в том числе нетрадиционных, и 33% – даже введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии опьянения в общественных местах.

Тему борьбы с алкоголизмом надо рассматривать в комплексе реализуемых государством мер по формированию здорового образа жизни, отметил руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМа Кирилл Родин. То есть вместе со снижением потребления никотина, развитием физической активности и формированием культуры питания.

– Охватывая в исследованиях весь спектр этих направлений, мы видим высокий уровень поддержки россиянами государственной политики, проводимой в этом направлении. Сегодня актуально заняться формированием позитивных установок на ведение ЗОЖ, – считает социолог. – Меры ограничительного характера начинают исчерпывать свой потенциал и работать с убывающей отдачей. Хотя кампании по здоровому образу жизни сыграли фундаментальную роль в сломе негативных тенденций.

Алкоголизм как социальная проблема уже много лет волнует людей, отметил руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Но сейчас она встает особенно остро, поскольку стандарты и качество жизни выросли.

– Многие люди практикуют ЗОЖ, и столкновение со злоупотребляющими алкоголем соотечественниками становится все менее терпимым, более неприятным. Сказывается также проводимая государством кампания по пропаганде здоровья и долголетия, запрет на рекламу крепкого алкоголя, демонстрация ролевых моделей, не имеющих ничего общего с вредными привычками. Нетерпимость к алкоголизму – признак цивилизованного общества, – отметил политолог.

Существующие меры законодательной ответственности в области алкоголизма себя исчерпали, полагает руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. Надо ужесточить ответственность за использование мошеннических схем незаконной продажи алкоголя.

– Серьезнее наказывать тех, кто продает в неположенном месте и лицам, не достигшим определенного возраста, – заявил эксперт. – Антиалкогольная политика популярна в обществе. Есть ярко выраженная социальная проблема, и люди хотят, чтобы государство решило ее. А когда мы говорим о конкретных инициативах – о «законе 21» или сокращении времени продажи, – это эффективные меры, успешная международная практика. Сегодня во многих развитых странах, например, запрещено продавать алкоголь в выходной день.