Профессия – сельский учитель
Сельская школа – это не просто стены, уроки и перемены. Это второй дом для детей и учителей, социокультурный центр для всего села. В преддверии профессионального праздника мы побывали в Баяндаевской средней школе и выяснили, легко ли быть современным сельским педагогом.
Наверное, в награду судьба распорядилась так, что девочка из забайкальского села Майя Ходоева стала учителем. Она выросла в семье, где было девять детей. С удовольствием нянчила многочисленных братьев и сестер и не раздумывая поступила в педагогический колледж. Ей очень повезло с преподавательским составом – это были преподаватели еще той, советской закалки.
После колледжа Майя год проработала воспитателем в селе Агинском, а потом супруг Сергей увез ее на свою родину, в Баяндаевский район.
Шесть лет Майя Дамдиновна работает в Баяндаевской школе учителем начальных классов. Сегодня молодого педагога называют состоявшимся профессионалом. И неважно, что пока у нее нет за плечами большого педагогического стажа.
У многих родителей сложился вполне четкий образ идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». Но реальность преподносит сюрпризы. Несложно представить чувства родителей, когда они увидели не просто молодую, а очень молодую учительницу, которую легко можно спутать с десятиклассницей.
– Когда началась запись в первые классы, наши родители осторожничали, – с улыбкой вспоминает директор школы Ольга Бузинаева. – И тогда я записала к Майе Дамдиновне свою дочь. И нисколько об этом не пожалела. Дочь отличница, пристрастилась к чтению. И это целиком заслуга ее педагога, который, несмотря на молодость, прекрасно владеет методикой преподавания.
Это осторожно можно назвать учительским талантом. Вероятно, педагогом можно и родиться. Может, есть еще какие-то секреты?
– Нужно любить детей. Они все разные, хорошие, доверчивые. Моя задача – выявить талант ребенка. Кто-то хорошо рисует, кто-то поет. Мальчиков увлекает спорт, борьба, девочек – танцы. Надо просто искать индивидуальный подход к каждому, – уверена Майя.
Легко сказать – искать индивидуальный подход. А если в классе 21 человек?
Мы сидим «на Камчатке» второго класса, где идет урок литературного чтения. Дисциплина в классе, несмотря на младший возраст ребят, поразительная. Дети сосредоточены, повторение пройденного проходит успешно, но…
– Это грустная сказка или веселая? – Майя Дамдиновна смотрит на ученика ласково, но строго.
– Веселая…
–А почему ты ее так грустно рассказываешь? И вид у тебя такой, словно ты плакать собираешься. Расскажи еще раз так, чтобы было интересно и смешно…
На своих уроках она учит детей думать, а не механически запоминать прочитанное. В век интернета педагог приучает ребят к чтению, и получается неплохо. Чтение она считает методом развития личности. Придуманный педагогом проект «Книжная пора» помогает ребенку полюбить книгу, автора, закрепить прочитанное. Дети не просто читают хорошие, нужные книги, но делятся впечатлениями, пишут презентации о полюбившемся авторе или сюжете.
Все свое свободное время молодой педагог отдает детям. Возможно, поэтому успеваемость в ее классе на высоте, ученики – неизменные победители и призеры разных олимпиад по основным предметам. Юля Романова, Артем Мадаев – у нее много «звездочек», отличившихся на всероссийских конкурсах «Умка», «Лисенок» и других.
Среди учителей всегда наиболее популярен тот, кто без стеснения вместе с детьми выступает на сцене, увлекает учеников новыми идеями, зажигает их своим творческим потенциалом.
Внеурочная деятельность, теннис, кружок шахмат, экологические проекты, творческие выступления – все это объединяет учителя и детей. Фотопроект «Мой любимый класс», где ребята делали собственную фотопрезентацию и заодно осваивали компьютерные программы, в районном конкурсе занял призовое место. Еще одна совместная победа!
Тут надо сказать, что молодой педагог, без преувеличения, сама талантлива во всем, за что не возьмется. Майя Дамдиновна – победитель и призер районных и окружных соревнований по шахматам. Также она активно принимает участие в соревнованиях по настольному теннису, районных педагогических спартакиадах. Молодой педагог – член сборной района по спортивному ориентированию, активная участница художественной школьной самодеятельности, общественница, член профкома. А еще – участница ледового перехода «Байкал – энергия молодых!» Проект ежегодно проводится по инициативе совета молодых педагогов Иркутской области в целях экологического просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
Несмотря на молодость, у Майи Ходоевой немало наград и благодарностей областного министерства образования за добросовестный труд и профессиональные успехи.
– Сельский учитель – это особая каста, – говорит директор школы Ольга Бузинаева. – Это человек, который всегда на виду и должен быть примером для своих учеников. У сельских детей больше доверия и уважения к учителю. Необходимо, чтобы сельский учитель постоянно развивался, нам нельзя отставать, чтобы дать детям образование не хуже, чем в городе.
В отличие от личностных качеств профессиональные не даны природой. Эти компетенции как главное условие роста педагогического мастерства необходимо развивать в процессе самообразования.
По словам коллег, Майю Ходоеву отличают понимание собственной значимости в профессии, теоретическое знание своего предмета, знание методик и технологий, умение стимулировать учащихся к поиску знаний.
Организаторские способности и исследовательские качества помогли молодому педагогу победить в номинации «Урок» муниципального проекта «Новая волна» и в муниципальном конкурсе «Мой урок».
– Учу других и учусь сама, – улыбается молодой педагог.
Отношения с детьми Майя Ходоева строит на доверии, сотрудничестве и поддержке. Она верит в ребенка при любой жизненной ситуации. Молодой педагог умеет найти общий язык с каждым, подобрать ключик к сердцу каждой, даже самой сложной личности.
Сегодня Майя Ходоева учится на третьем курсе Иркутского госуниверситета, получает образование психолога.
– Состоявшийся педагог, – характеризует коллегу Ольга Бузинаева. – Есть в ней стержень, внутренняя сила. Буду готовить Майю Дамдиновну к административной работе, включу в кадровый резерв. С профессией она не ошиблась.