Василий Фролов: Пропускные способности ВСЖД растут вместе с новыми объектами
В этом году запускается движение по второму железнодорожному мосту через реку Лена, что позволит в два раза увеличить пропускную способность данного участка БАМа. Также в 2018-м зафиксирован абсолютный рекорд по суточному грузообороту на Восточно-Сибирской железной дороге. Об этих и других важных событиях юбилейного для ОАО «РЖД» года, рассказывает начальник ВСЖД Василий Фролов.
– Василий Федорович, для начала я прошу вас вернуться в 2003 год. Тогда, а именно 18 сентября, было принято решение правительства РФ № 585 о реформировании МПС. Насколько, по вашему мнению, железнодорожники были готовы к такой перестройке – организационно, технологически, ментально, наконец?
– Предпосылок к этой, как вы сказали, перестройке или реформированию было довольно много. Ведь концепция структурной реформы железнодорожного транспорта была утверждена еще в 1998 году. Тогда начал восстанавливаться спрос на перевозки, при этом износ основных фондов был довольно большим. Реальным стартом преобразований можно считать 18 мая 2001 года – тогда правительство страны утвердило программу структурной реформы на железнодорожном транспорте. А затем 18 сентября 2003 года был подписан исторический документ о создании компании «Российские железные дороги». Что это означало тогда? Во-первых, появилась возможность для инвестирования в отрасль, а во-вторых, мотивация для работников существенно укрепилась, потому как появилась прямая связь между оплатой труда и финансовым результатом деятельности. Страна вставала на экономические рельсы, и железнодорожный транспорт играл в этом не последнюю роль.
К 2003 году степень износа основных фондов достигла критического уровня – более 63%, а сейчас мы видим, как появляются новые объекты инфраструктуры, строятся и ремонтируются вокзалы, действуют программы модернизации, в частности, по реконструкции пути к 2021 году транссибирская магистраль в границах ВСЖД должна стать полностью железобетонной.
Конечно, люди должны были привыкнуть к новым реалиям. Это довольно сложно, ведь с появлением ОАО «РЖД» началось формирование новой вертикально-интегрированной системы. Восточно-Сибирская железная дорога стала одним из 16 территориальных филиалов ОАО «РЖД», а ее имущество составило почти 10% от общего уставного капитала.
Сейчас, через 15 лет, мы видим, что принесли эти преобразования. Во-первых, созданы конкурентные условия в перевозке грузов. Во-вторых, непрофильные активы выведены на аутсорсинг, тем самым мы ушли от издержек. При этом нам удалось сохранить все права и льготы работников.
Технологическое развитие происходит очень интенсивно и сильно меняет привычные подходы.
– Перечислите события, которые наполнили эти 15 лет, благодаря которым изменилась отрасль, да и сами железнодорожники.
– В 2003 году мы открыли движение по Северомуйскому тоннелю – это самый протяженный транспортный подземный коридор в России, его длина более 15 км. По своим характеристикам тоннель является сложнейшим искусственным сооружением за всю историю отечественного тоннелестроения. Через тоннель сегодня проходит основной грузопоток Байкало-Амурской магистрали. В 2008-м запустили в работу второй Коршуновский тоннель. Сегодня мы вновь ведем работы на БАМе по возведению уже Байкальского тоннеля, прорабатывается технико-экономическое обоснование по сооружению второго Северомуйского тоннеля.
Мы реконструировали и построили вокзалы на станциях Байкал (КБЖД), Заудинский, Падунские пороги, Мысовая и Заиграево. Построили обводной путь Гончарово – Иркутск-Сортировочный.
Восточно-Сибирская железная дорога признана крупнейшим налогоплательщиком Иркутской области и награждена «Золотой монетой» (2006 год). В 2007 году на карте областного центра появилось новое здание Управления ВСЖД – украшение города Иркутска.
Необходимо также вспомнить, что именно Восточно-Сибирская железная дорога 1 октября 2009 года начала реализацию пилотного проекта по переходу на безотделенческую работу. Управление дорогой стало более мобильным, повысился статус структурных подразделений.
Благодаря в том числе и этому решению, сегодня мы можем фиксировать рекордный грузооборот. В нынешнем году за все время существования магистрали достигнут абсолютный рекорд по суточному грузообороту, который превысил 664 миллиона тонно-километров.
Важные события – запуск медицинского поезда «Академик Федор Углов» и образование Байкальской пригородной пассажирской компании, открытие Единого клиентского центра (ныне ЦПУ).
Мы возвели памятники императору Александру III в Иркутске и министру путей сообщения Михаилу Хилкову в Слюдянке, открыли Центр технического творчества в историческом районе Иркутска – 130-м квартале.
Это, конечно же, не все достижения. Считаю, проделана громадная работа, за что большая благодарность коллективу дороги.
– Как выглядит на протяжении 15 лет динамика показателей ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» по грузовым и пассажирским перевозкам – прибыли, производительности труда?
– Дороге пришлось пересмотреть многие процессы, чтобы доходы компании росли. Не все было гладко, но мы вышли на положительную динамику, которую довольно легко проследить по цифрам и годовым показателям.
Прежде всего, в нашем основном виде деятельности – грузовых перевозках. Скажем, один из главных показателей – эксплуатационный грузооборот на Восточно-Сибирской железной дороге поступательно растет каждый год. И если в первый год работы (2003 год) среднесуточный показатель был равен 278,2 млн тонно-километров, то в 2017-м он уже достиг 543,7 млн тонно-километров.
В 2018 году дорога несколько раз ставила рекорды по суточному грузообороту. Если коснуться других показателей, то можно отметить, что увеличился средний вес поезда (почти на 400 тонн за 15 лет), на 300 тыс. тонно-километров брутто выросла производительность одного локомотива.
Для оценки коммерческих результатов от перевозочной деятельности отмечу, что выручка дороги за последние пять лет выросла на 26%. И особо надо сказать, что каждый год объемы денежных поступлений превышают запланированные показатели. Еще один важный показатель – производительность труда. За последние пять лет рост составил 57,9%. Это говорит о том, что мы идем в направлении повышения собственной эффективности, рационального подхода к производственным процессам.
– Растет и развивается компания, растут и развиваются люди, работающие в ней. Что, на ваш взгляд, изменилось после образования ОАО «РЖД» в поведении железнодорожников, их мотивации, в требованиях к ним?
– Цифровизация и технологический прогресс предъявляют новые требования к человеческому капиталу. Очевидно, что сегодня перед холдингом стоят задачи в новых экономических условиях.
А если появляются новые бизнес-приоритеты, и у компании трансформируются цели, это должно отражаться и на компетенциях работников – необходима их корректировка.
Есть набор корпоративных компетенций, которые предъявляются к определенному уровню должностей. Причем это не только мастерство и знание дела, но и такие, как клиентоориентированность, способность к развитию, нацеленность на результат, обеспечение безопасности, лидерство и другие. Все это выстроено в систему, и от ее работы зависит, насколько компания будет эффективно решать поставленные задачи.
Современный железнодорожник, это сотрудник, проявляющий инициативу и готовый совершенствоваться, настроенный на эффективную деятельность и результат.
Для мотивации и профессионального роста таких сотрудников созданы все условия как в части обучения и реализации инженерных талантов, так и с точки зрения материального поощрения, решения других жизненных вопросов.
На правах рекламы