17.10.2018 09:00
Рубрики
Экология
Теги
17.10.2018 09:00

Отходы поставили на вид

Тарифы на вывоз ТКО предлагают с нового года сделать пока временными

Как убрать регион от мусора и при этом не взвалить непомерные расходы по «генуборке» на плечи населения? Этим вопросом сейчас озабочены многие эксперты, которые на площадках органов власти и общественных организаций обсуждают реформу в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – ТКО.

Структура оплаты за их вывоз с  января 2019 года в России изменится. Тариф рассчитают, исходя из цены за килограмм вывезенного мусора, которую установит регоператор по обращению с ТКО и нормативов объемов накопленных отходов. Однако объективных данных о реальном количестве мусора сейчас попросту нет. В правительстве Иркутской области в связи с этим предлагают с начала года пока ввести временные нормативы накопления ТКО для населения, а в реготделении ОНФ настаивают на проведении широких общественных обсуждений хода «мусорной» реформы и включении в террсхему обращения с отходами реального числа переработчиков вторсырья.

Генеральная уборка в иркутском садоводстве

То, что населенные пункты завалены отходами, сомневаться не приходится. Это мы видим в новостных сюжетах со всей страны, да и у себя под носом. Далеко ходить не надо. Черта города Иркутска, садоводческое некоммерческое товарищество «Просвещение». У излучины речки Ушаковки, где часто можно встретить рыбаков и грибников, что ни шаг – то локация мусора. Есть крупногабаритный – старая мебель, какие-то запчасти, старые рекламные баннеры. Но в основном традиционная мелочевка – банки, бутылки, коробки.

– Вот, даже прямо в реке собрал мешок полиэтиленовых пакетов, битых стекол, зажигалки есть, да много чего, – руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ Сергей Апанович, специально облачившийся в высокие резиновые сапоги, показывает свой «улов».

В середине сентября Народный фронт организовал в этой части областного центра субботник. В акции «Генеральная уборка» приняли участие более 90 человек всех возрастов. Были здесь пенсионеры из «Высшей народной школы», участники движения «Молодежка ОНФ», бойцы экологических отрядов мэра. Некоторые представители садоводческого товарищества тоже присоединились.

– Я пришла с работы, вижу, в магазине висит объявление об уборке, взяла за руку племянника Кирилла и сюда – даже поесть не успели, – признается жительница СНТ Ольга Лоненко. – Место здесь хорошее, речка рядом, рыба еще ловится, в лесу есть маслята и рыжики. Но видите, во что превращают люди эту территорию.

Ольга живет здесь 15 лет и говорит, что с каждым годом живописные окрестности Ушаковки становятся грязнее. Вклад вносят все. Местные порой сами бросают пакеты с мусором прямо из окон машин. Но чаще все же пакостят приезжие любители пикников или водители большегрузов, которые вываливают на берегах содержимое своих кузовов.

Пока собеседница в беседе с журналистом сетовала на свинство сограждан, ее племянник, семилетний Кирилл, надел перчатки и с мешком пошел вперед  вдоль лесной дороги. Сначала поднимал с земли все подряд. К мальчику обратились организаторы и попросили собирать только пластиковые бутылки – с другими отходами они разберутся сами. Цель акции была не только в уборке помоек, но  и пропаганде раздельного сбора отходов.

– Кирилл, ты, правда, понял, что нужно собирать? – осведомились у  Кирилла участники субботника.

– Да что тут сложного, – буркнул ребенок и, складывая в  мешок полиэтиленовые пакеты и  бутылки из-под выпитого несознательными взрослыми пива, пошел дальше прибирать планету.

Реакция этого первоклассника дает надежду, что приучить к сортировке мусора население можно. В Прибайкалье первые такие опыты проводились и ранее. Житель острова Ольхон Семен Майор на общественных началах выставлял на улицах поселка Хужир ящики для того, чтобы местные жители и туристы сбрасывали туда отходы по отдельности. Было много скептиков, которые не верили, что люди станут это делать. Но ошиблись. Только летом 2017 года в 25 контейнерах там было собрано  13 000 кг. стекла, 2500 кг. пластика.

А с будущего года так следует поступать и остальным гражданам России. Еще в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который  содержит меры по стимулированию раздельного сбора отходов. Предусмотрено, что россияне смогут платить меньше за вывоз твердых коммунальных отходов, если начнут сортировать мусор. Но тут возникает масса вопросов.

Платеж за вывоз мусора вырастет. Вопрос – насколько.

Первый – и самый болезненный – это сам факт того, что платить за вывоз мусора гражданам придется больше. Раньше стоимость этой услуги была включена в строку «Содержание и ремонт жилого помещения» и расчет производился, исходя из площади жилья. По данным портала http://tarifology.info «Все о тарифах в России» средняя стоимость данной услуги не превышала 2,5 рубля за 1 м2 жилплощади.

Теперь в платежках появится отдельная графа, а сумма в ней будет зависеть от количества проживающих в квартире людей. Тариф же определяется в соответствии с утвержденными в территориях нормативами накопления отходов и той ценой, которую за вывоз одного килограмма мусора назначат региональные операторы по обращению с ТКО. В разных регионах России, что нормативы, что стоимость услуг регоператоров, не совпадают. Недавно председатель комитета по экологии и охране окружающей среды  Госдумы РФ  Владимир Бурматов озвучил эту проблему федеральным СМИ:

– Рекорд поставлен Красноярским краем. Здесь прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на семью из трех человек увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть возрастет на 5,5 тысячи процентов, или в 56 раз.  В Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа такая же семья с нового года будет вынуждена заплатить две с лишним тысячи рублей вместо прежних 63 рублей, то есть в 33 раза больше. В Республике Ингушетия платеж вырастет в 18,5 раза, в Нижегородской области — почти в 17 раз, в Харабалинском районе Астраханской области — в 9,6 раза, в Курганской области — в 8 раз, в Юрлинском муниципальном районе Пермского края — в 6,6 раза, в Республике Коми — более чем в 5 раз, в Иркутской области — в 4,4 раза, в Воронежской области, в городском округе Нововоронеж, платеж для семьи увеличится в 4 раза.

Второй важный момент касается непосредственно сортировки мусора. Даже когда люди дома начнут это делать, то и сбрасывать их нужно в раздельные контейнеры, соответствующим образом обозначенные. Это задача управляющих компаний. При этом решение о раздельном сборе отходов на придомовой территории собственники жилья принимают на общем собрании жильцов дома. Пока эта система не выстроена.

– Я живу в иркутском городке ИВАТУ, он со всех сторон, кстати, огорожен забором. Людей здесь около 15 тысяч человек. А мусорных площадок – раз-два и обчелся. Чтобы пакет вынести, приходится идти несколько сотен метров до контейнеров. И как, спрашивается, будут определять, я весь в куче туда мусор выбросила или по раздельности дома собрала, чтобы счет в квитанции меньше приходил? – задается вопросом иркутянка Светлана Кожевникова.

 Прибайкалье обеспечено лицензированными полигонами недостаточно

И подобных обращений от граждан по «мусорной реформе» поступает сейчас немало в органы власти и в общественные объединения. В реготделении Общероссийского Народного фронта на эту тему уже прошло несколько заседаний. На последней встрече в сентябре, член регштаба ОНФ Марина Григорьева сказала, что ключевой проблемой является  отсутствие объективных данных о фактическом объеме образующихся на территории Прибайкалья отходов. А, напомним, именно они напрямую влияют на образование тарифа и цифру в квитанциях по квартплате.

– Эти данные объективно появятся только опытным путем, через год работы регионального оператора. Сейчас нет единого источника, где можно взять достоверные данные, нет единой методики пересчета из кубометров в тонны мусора и так далее, – отметила Марина Григорьева.

Власти с этим в принципе не спорят. Как сообщила заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова, в муниципальных образованиях было проведено более десятка встреч с разъяснениями по реформе. И трудностей в ее реализации выявлено немало:

– Область только на 35% обеспечена лицензированными полигонами, – говорит замминистра. –  В населенных пунктах никто не отчитывается по твердым коммунальным отходам, и когда мы собирали данные о формировании ТКО в области, пользовались данными, которые определяли по СНИПам, ГОСТам. Нормативы образования отходов были утверждены муниципальными образованиями.

В рамках реформы предстоит убирать не только те отходы, которые будут образовываться с 2019 года, но и уже имеющиеся, в том числе, на несанкционированных свалках. В России порядка 23 тысяч муниципальных образований, а свалок – более 10 тысяч.

Это данные ОНФ и они коррелируются с цифрами Счетной Палаты РФ и отличаются от сведений Минприроды РФ практически в десять раз. Например, многие фирмы зачастую не отчитываются, сколько и каких отходов они образуют. За рамками анализа федеральных ведомств остаются и частные домовладения. В таких условиях организовать еще и раздельный сбор мусора непросто.

– Мы надеемся, что благодаря усилиям, которые идут от общественных организаций и госорганов, мы все-таки уровень сознания поднимем, – подчеркивает Нина Абаринова. – Нам надо привести в порядок страну и планету. Когда я в территориях начинаю говорить, давайте посмотрим, что мы делаем с мусором, особенно на селе, где никто никогда за вывоз отходов не платил, то привожу в пример европейские  площадки, где обсуждается вопрос о запрете использования одноразовой посуды. А мы в 21 веке начинаем разговор о том, как и куда мы будем возить ТКО.

Регоператор обещает скупать у людей вторсырье в отдаленных территориях

Создание комплексной системы обращения с ТКО включает две самые важные задачи: ликвидация свалок и рекультивация территорий, где они размещены; создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Главными инструментами реформы законодатели видят региональных операторов по обращению с отходами. Их выбирали по конкурсам, объявленным органами исполнительной власти субъектов федерации. Иркутскую область из-за ее масштаба пришлось поделить на две зоны – Север и Юг. В последней победителем стала компания «РТ-НЭО Иркутск». Ее руководители сейчас вместе с представителями регионального минприроды также ездят по территориям с разъяснениями.

Муниципальные образования должны создать инфраструктуру для обращения с ТКО. Это места их размещения, контейнерные площадки, площадки временного накопления. Причем по закону необходимо вывозить мусор только на сертифицированные полигоны, коих в Прибайкалье недостаточно. А чем дальше расстояние до них, тем выше транспортные расходы и все это грозит серьезно отразиться на платежах. С финансами в районах туговато, поэтому регоператор предлагает им варианты для сокращения расходов:

– Мы предлагаем в рамках муниципальных районов осуществлять создание центров по обращению с отходами, на территории которых мы будем устанавливать сортировочные линии, где будет производиться отбор фракций, в том числе вторично перерабатываемых ресурсов – это пластик, стекло, картон, – высказывается заместитель генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск» Сергей Пур. – Эти мероприятия позволят снизить количество мусора, который будет доставляться на лицензированные полигоны. Помимо этого, мы хотим организовывать сортировочные линии вблизи несанкционированных существующих свалок: соответственно, будем сортировать как находящийся там мусор, так и вновь поступающие отходы. Также там будут созданы поля компостирования для органики. Полученный компост может использоваться для рекультивации незаконных свалок, соответственно, это приведет к удешевлению процесса, ведь объекты находятся рядом. В комплексе это приведет к созданию инфраструктуры и снижению тарифа.

Регоператор утверждает, что в отдаленных территориях он сам готов платить населению за собранный по раздельности мусор. При этом замечает, что в регионе пока не хватает производственных площадей для переработки вторсырья. Но такие производства, где из пластиковых, стеклянных, картонных отходов будут делать что-то новое, планируется разместить под Ангарском. Там сейчас по заказу минприроды Иркутской области будет проектироваться мусороперерабатывающий завод.

Руслан Болотов: «Финансовая нагрузка на людей должна быть минимальна»

Мероприятия реформы будут финансироваться из разных источников. Об этом 9 октября в правительстве Иркутской области шла речь на заседании рабочей группы по решению вопросов, связанных с системой обращения с ТКО.

Муниципалитеты получат субсидии для строительства площадок временного накопления, полигонов по захоронению не идущих на переработку отходов и других объектов. Финансирование инвестиционных программ операторов за счет средств бюджетов разных уровней может дать экономию в 20,1% по северной зоне и в 10,3% – по южной.

Помочь могут госпрограммы, нацпроект «Экология». Как информирует пресс-служба регионального правительства, уже сегодня в рамках федерального проекта «Чистая страна» направлена заявка на приобретение 35 мусоросортировочных комплексов для установки в 29 муниципальных образованиях Иркутской области (в том числе в границах ЦЭЗ БПТ), мощностью 525 тыс. кубометров в год.

Чтобы снизить рост платежей за вывоз ТКО, на заседании предложили уменьшить норматив их накопления для жителей крупных городов и вообще в первой половине 2019 года сделать эти нормативы для населения едиными и временными. При этом предлагается провести дифференциацию по многоквартирным, индивидуальным жилым домам и сельским населенным пунктам с численностью населения менее 2 тыс. человек. Впоследствии же, когда станет понятно, сколько конкретно образуется у населения и юрлиц отходов, внести нужные коррективы.

– Организация правильной логистики в работе с ТКО за счет размеров и географии Приангарья будет одной из самых сложных в России, – уверен председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов. – Я вижу нашу задачу в том, чтобы принимать не просто взвешенные решения, но ориентироваться, в первую очередь, на нужды жителей Иркутской области. Цель, поставленная губернатором, в том, чтобы наладить максимально работоспособный механизм обращения с твердыми коммунальными отходами, но при этом минимально затрагивающий интересы людей с точки зрения новой финансовой нагрузки.

Общественники в свою очередь настаивают, что необходимо также внести корректировки в территориальную схему обращения с отходами. Так, в ней должны отображаться актуальные достоверные сведения о переработчиках отходов, состав которых меняется. Сам же доступ к информации о деятельности пунктов вторсырья должен быть широким для людей.

– Отсутствие в территориальной схеме данных о сборщиках и переработчиках отходов и вторсырья в дальнейшем исключает возможность их участия в инвестиционных и региональных программах по обращению с отходами, получения государственной, в том числе бюджетной, помощи на развитие и модернизацию своих производств. В свою очередь, включение этих данных в территориальную схему будет содействовать развитию отрасли по обращению с отходами и снижению количества захораниваемого на полигонах мусора,  – комментирует Сергей Апанович.

Также он акцентирует внимание на обязательной прозрачности прохождения процедур обсуждения тех или иных инициатив с гражданами. По мнению общественников, о проведенных в сентябре 2018 года публичных слушаниях люди фактически не знали, в мероприятии приняли участие всего более 40 человек.

О том, к чему может привести такое положение вещей лишний раз напоминает ситуация в Баяндаевском районе. Там власти муниципалитета решили обустроить мусорный полигон вблизи местности Люры, не учтя мнение местного населения. Но в этом месте, причем недалеко от действующего кладбища,  проводятся культовые бурятского народа «Бурютын Тудэ». Жители пожаловались в ОНФ. В ситуации стала разбираться Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. В итоге выяснилось, что процедура выделения земельного участка под полигон проходила с нарушениями закона. По иску прокуратуры постановление мэра района было судом оспорено, а сам он оштрафован. Сейчас дело находится в апелляции, но, с большой долей вероятности, власти все равно придется искать другое место под полигон.