Стакан для «шефа»: В Иркутске выбрали лучшего водителя такси
Проехать на машине со стаканом воды на крыше, чтобы не расплескать ни капли. Как справились с этим испытанием участники конкурса «Лучший таксист России»? Его региональный этап прошел в Иркутске в начале октября. За победу боролись 28 человек.
Несговорчивый водила
Словосочетание «отличный таксист» для многих звучит абсурдно. Долгие годы основной проблемой было просто найти свободную машину и уговорить «шефа» как можно скорее доставить по нужному адресу. О чистом салоне автомобиля, безопасном движении и вежливом водителе никто даже не мечтал. Справедливости ради, в последние годы ситуация в этой сфере услуг стала меняться к лучшему, и, как следствие, перед владельцами служб такси встал закономерный вопрос: как повысить престиж профессии. Доказать, что образ несговорчивого «водилы» устарел, решили в нескольких крупных городах страны. Несколько лет назад здесь стали проводить среди таксистов региональные соревнования, а потом родилась идея вовлечь в конкурс профмастерства всю страну. Инициаторами выступили Минтранс РФ и Общественный совет по развитию такси в регионах России. В конкурсе четыре этапа: теоретический – на знания правил дорожного движения, практический – на фигурное вождение, конкурс эрудитов и финальный – на плавность движения. Участвовать могут все. От претендентов требуется лишь водительский стаж не менее трех лет, официальное трудоустройство в одной из служб такси и безаварийное прошлое.
Драйв по полной
Иркутск подключился к соревнованиям одним из последних, когда в большинстве регионов страны победители уже определились. Изначально зарегистрировалось более 40 участников. Но шквальный ветер и хлопья мокрого снега в день конкурса многих испугали. Выйти на региональный этап рискнули всего 28 человек. Пока шла жеребьевка, ведущий объяснял правила. После сдачи теории таксистам предстояло блеснуть мастерством за рулем: показать вождение «змейкой», заезд на эстакаду, поворот на 90 градусов в ограниченном пространстве, параллельную парковку и торможение у стоп-линии.
– Если не волноваться, сделать это не так сложно, – считает таксист из Ангарска Светлана Горяшина.
Ее водительский стаж более 30 лет, но в такси она работает последние три года. Основная специальность – крановщик, любимой профессии женщина отдала 15 лет. Большую часть жизни прожила в Нижнеудинске, а когда по семейным обстоятельствам была вынуждена перебраться в Ангарск, работы найти не смогла.
– Возраст критический – 52 года, на кран не взяли, сколько ни просилась, – улыбается конкурсантка. – Уборщицей идти отказалась, а продавец из меня никакой – торговать и обманывать не умею, вот и решила переквалифицироваться в таксисты.
Признается: работа таксиста очень нервная – все же сфера обслуживания, но очень интересная. За смену в ее машине может проехать больше ста человек. Люди встречаются разные, случается, оскорбляют и обижают, убегают, не расплатившись, причем так делают, говорит, в основном мужчины, однако она старается запоминать исключительно приятные моменты. Однажды, рассказывает, прямо в ее машине молодой человек делал предложение руки и сердца своей спутнице. Молодые люди вышли из кинотеатра, взяли такси и попросили подъехать по указанному адресу. Парень, оставив девушку в автомобиле, зашел в подъезд, а вышел с двумя букетами и бутылкой шампанского. Один букет преподнес спутнице, второй – Светлане.
– Чтобы найти общий язык с клиентом и расположить его к себе, нужно разговаривать, – считает иркутский таксист Федор Котовщиков. – Если я вижу, что человек не в адеквате, хамит, нервничает, начинаю улыбаться, рассказываю анекдот, какую-нибудь забавную историю, стараюсь снять напряжение.
Как выяснилось, у Федора за плечами диплом института иностранных языков. Пробовал работать переводчиком в туристических фирмах, занимался репетиторством, но заработанных денег на достойную жизнь, как ни крутился, не хватало.
– Работа таксистом мне нравится, – объясняет он. – Подкупает оплата труда, когда ты в месяц зарабатываешь три-четыре средних зарплаты, это решает многое. Конечно, приходится работать без выходных, но тут каждый расставляет для себя приоритеты сам: либо отдых, либо деньги.
На просьбу припомнить какой-нибудь интересный случай из своей водительской практики, рассказывает, как однажды вез парня с сильным обморожением. Молодого человека отсылали из одной больницы в другую, а он успокаивал и в конечном итоге решил с него не брать оплаты за проезд вообще.
– Я стараюсь видеть в людях только хорошее и верю, что хороших людей больше, – заключает Федор. – Разумеется, клиенты попадаются разные, но задача таксиста – расположить человека к себе. Для меня нет никакой разницы – высокопоставленный чиновник мой клиент или обычный работяга, я со всеми веду себя одинаково вежливо и корректно. Очень люблю возить гостей нашего города. С удовольствием показываю Иркутск, ведь он у нас необыкновенный, со своей неповторимой архитектурой, красивыми памятниками, домами, природой…
Наверняка любовь к родному городу и помогла Федору ответить правильно на большинство вопросов в интеллектуальном конкурсе, а они, прямо скажем, были совсем непростые. В каком году в Иркутске впервые появился асфальтовый тротуар? Сколько в 1905 году стоило проехать на извозчике по городу?
Ни капли мимо
Закончив с теорией, автомобили начинают петлять по автодрому. Одно такси при въезде задевает оградительные баллоны, второе, с трудом затормозив на мокром асфальте, не может вписаться в поворот под прямым углом, кто-то замирает у оградительной черты за полметра, а часть машин пересекает запретную линию, оставив после себя на дороге черные следы сгоревшей резины. И хотя у многих водителей от волнения пересыхает в горле, к воде, разлитой по стаканам рядом на столике, не прикасается никто. И не потому, что совсем не жарко – на улице настоящая зимняя стужа, полный стакан необходимо провезти на крыше салона довольно внушительное расстояние. Состязание выдерживают единицы. Не пролив ни капли воды на крышу, к финишу подъезжает водитель первого таксопарка 33-летний иркутянин Антон Костромин. Неудивительно, что после подсчета баллов за предыдущие конкурсы жюри единогласно присуждает победу ему. Антону достается главный приз – 50 тыс. рублей.
– Побывав в Иркутске, мы заметили, что людей, занимающихся нелегальным извозом, в городе стало на порядок меньше, – поделилась впечатлениями председатель российского Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. – Видимо, властям все же удается контролировать ситуацию. А если законодательство в этой сфере изменится, таксомотор в России вообще скоро станет безупречным социальным транспортом, а наш конкурс этому всецело способствует.