Первый созыв ЗС: новая страница в истории Приангарья
Десять лет назад к работе приступил депутатский корпус нового субъекта РФ – объединенной Иркутской области. От народных избранников ждали законов, по которым предстояло жить 2,5 млн человек. Своими воспоминаниями о времени первого созыва поделились нынешние депутаты областного парламента.
Сергей Сокол, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:
– После объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа предстояла большая работа по подготовке выборов в Заксобрание первого созыва. Основной задачей было создать условия, чтобы в состав нового парламента смогли войти молодые профессиональные кадры. Во многом нам это удалось.
Период был сложным, но первый созыв представительного органа объединенного региона продемонстрировал исключительную дееспособность. Именно тогда «Народные инициативы», «наказы избирателей» формировались в системные и знаковые для региона программы. И сегодня в своей работе мы во многом руководствуемся принципами, заложенными нашими предшественниками, сохраняя традиции и следуя современным вызовам для решения новых задач.
Думаю, действуя четко, системно и разумно, нам удастся вывести Иркутскую область в преуспевающие регионы страны, тем более что в нашей области перспективный экономический, человеческий и ресурсный потенциалы.
Наталья Дикусарова, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. В первом созыве была заместителем председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении:
– В памяти о первом созыве сохранилось два ключевых момента. Первый связан с принятием Устава объединенной Иркутской области. Его смело можно назвать Конституцией нашего региона. Я руководила рабочей группой, которая формулировала и рассматривала поправки к этому документу. Помню, что было более 100 поправок.
Второй ключевой момент – корректировка бюджета. К главному финансовому документу области подошли очень взвешенно. Мы не резали, а корректировали многие статьи расходов. Эта работа объединила весь депутатский корпус. В итоге бюджет получился сбалансированным и социально направленным. Несмотря на кризис, мы нашли средства на завершение объектов, находящихся в высокой степени готовности. Долгостроев у нас не было.
Областной парламент стал островом стабильности для Иркутской области. Причем нам удалось сохранить преемственность по многим важным направлениям работы: и по законотворчеству, и по бюджетному планированию, и по парламентскому контролю. Все начатые в предыдущем созыве программы находили свое продолжение при новом составе депутатского корпуса.
Консолидирующую роль в созыве сыграла председатель Людмила Берлина. Ей удалось привить всем нам профессиональный подход. Ни один наш закон не рожден ради популистских целей, а продиктован самой жизнью и принят в интересах Иркутской области и ее жителей.
Александр Вепрев в первом созыве входил в комитет по собственности и экономической политике, его парламентская деятельность сегодня связана с комитетом по здравоохранению и социальной защите:
– Депутатский корпус первого созыва принял более 500 законов, направленных на решение комплекса вопросов по объединению двух самостоятельных субъектов РФ. Время было непростое: на этот период пришлись последствия мирового финансового кризиса, изменения в руководстве области. Кроме того, перед нами ставилась задача перехода на трехлетний бюджет, реформирование жилищно-коммунальной сферы.
Комитетом по собственности и экономической политике был принят основополагающий документ о развитии объединенного субъекта – Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы. Документ содержал показатели по росту ВРП, заработной платы, строительстве социальных объектов и другие. Были поставлены задачи по эффективному распоряжению государственной собственностью, принятие региональных законов, согласно которым исполнение государственных полномочий передавалось органам местного самоуправления. Законопроекты были приняты в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирования тарифов на коммунальные услуги и другие. Несмотря на все сложности, которые пришлись на время первого созыва, нам удалось выработать устойчивое взаимодействие областного парламента с региональным правительством, а также с федеральными органами власти.
Николай Труфанов является председателем комитета по собственности и экономической политике, а в первом созыве занимал должность заместителя председателя:
– Изыскивая источники наполнения областного бюджета, мы начали рассматривать возможности по созданию привлекательных условий для бизнеса. Чтобы новые производства появлялись не в Красноярске, не в Новосибирске, не в Тюмени и не в Сургуте, а в Иркутской области.
Сначала депутатским корпусом был принят закон о пониженных налоговых ставках на имущество организаций, позднее мы выступили с инициативой предоставить льготы по налогу на прибыль. Почему мы пошли на такие меры? Например, нефтедобывающие предприятия выходили на серьезное увеличение объемов добычи сырья, расширяли свои проекты по освоению месторождений в Приангарье. Им требовались налоговые послабления. Этот вопрос оказался весьма спорным. Ряд скептиков высказывался против предоставления льгот нефтяникам. Однако налоговые льготы получили и другие компании в области пищевой, фармацевтической, нефтехимической промышленности.
Время показало, что решение о региональных налоговых преференциях оказалось оправданным. Компании воспользовались льготами, а сэкономленные средства вложили в реализацию инвестиционных проектов. Благодаря этому сегодня в области производят бензин марки Евро-5, в Усть-Куте строят газоперерабатывающий завод, в Усолье-Сибирском будет построено предприятие по выпуску лекарственных препаратов. И это далеко не полный список инвестиционных проектов, которые удалось реализовать с помощью грамотной налоговой политики.
Ирина Синцова все три созыва возглавляет комитет по социально-культурному законодательству:
– Первых три месяца работы для нас были очень напряженными. По сути, нам предстояло привести в соответствие и утвердить всю нормативную базу нового субъекта РФ. Это был период интенсивной и объемной работы. Было ощущение, что сотрудники аппарата областного парламента домой практически не уходили, поскольку депутатам на сессиях предстояло принимать десятки законов, для них нужно было подготовить всю документацию.
Депутатскому корпусу на протяжении трех созывов удается сочетать интересы Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа. Большую роль в этом сыграла председатель областного парламента Людмила Берлина. Еще в первом созыве был принят закон об особенном статусе округа, который сохранил национальную идентичность территории. В рамках круглых столов мы работали над многими законами, в частности «О национальном языке», который позволил утвердить нормы преподавания бурятского языка в школах Иркутской области. Кроме того, тогда было принято решение о необходимости создания на радио и телевидении передач на бурятском языке. Исполняя указы президента, в округе необходимо было построить около десяти социальных объектов. Эти обязательства выполнены, в стадии завершения сегодня находятся Баяндаевская больница и Дом спорта в Усть-Ордынском. Мы внесли изменения в областной закон о развитии физической культуры и спорта, позволившие выделить такое направление, как национальные виды спорта. Иркутские парламентарии опередили на три-четыре года своих федеральных коллег. Жители Приангарья стали принимать участие в замечательном культурном празднике – «Алтаргана». Мы с уважением должны относиться к памяти наших предков, чтить и сохранять традиции и обычаи древних народов, проживавших на берегах Байкала.
Депутатская деятельность Антона Романова в первом и третьем созывах связана с комитетом по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении:
– Первый созыв стал консолидирующей силой в области. Как вы помните, у нас продолжалась частая смена губернаторов. Депутаты чувствовали свою ответственность за стабильность в регионе.
Вместе с коллегами мы занимались не только законотворчеством, но и активно защищали интересы населения. Так, мною были составлены депутатские запросы, один из них – о нарушениях в деятельности управляющих компаний – был направлен в областную прокуратуру. Расследование показало, что управляющие компании незаконно взыскали с населения около 1 млрд рублей. Были возбуждены уголовные дела, в результате которых людям удалось вернуть деньги. Другой запрос был связан с незаконной малоэтажной застройкой в районе Ершовского водозабора, которая стала угрозой отравления источника питьевой воды. В эту историю вмешалась прокуратура, было судебное разбирательство. Мы требовали от мэрии города Иркутска расторжения договора аренды с застройщиками. Решение данного вопроса не было доведено до конца, так как меня избрали депутатом Госдумы. Но я намерен довести начатое дело до конца.
Тимур Сагдеев сегодня, как и десять лет назад, является председателем комиссии по контрольной деятельности:
– Депутатам первого созыва нужно было выполнять федеральный закон об образовании нового субъекта Федерации, поддерживать его региональными нормативно-правовыми актами. А там было все – и вопросы формирования бюджета, и исполнения обязательств по развитию инфраструктуры Иркутска, социальной сферы Усть-Ордынского округа – строительству десяти новых объектов: школ, больниц, спортивных сооружений, Домов культуры, и многое другое. Ситуация усугублялась тем, что в 2008–2009 годах нас накрыло мировым экономическим кризисом, и впервые за много лет пришлось реально секвестировать бюджет. Комиссия по контрольной деятельности, которую я возглавлял, должна была следить за тем, чтобы в условиях снижения бюджетных доходов имеющиеся средства тратились эффективно.
О своих персональных обязательствах перед избирателями моего округа могу сказать, что в тот период мы серьезно продвинулись по строительству железнодорожного перехода в Нижнеудинске. Город часами стоял, ожидая, когда пройдут бесконечные железнодорожные составы. Скорая, пожарная не могли проехать на вызовы – главная городская дорога была перекрыта железной дорогой. Теперь такой проблемы нет, мы выполнили обязательства перед жителями.
ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН НА НОЯБРЬ 2018 ГОДА
№
п/п |
Фамилия, имя,
отчество |
Наименование комитета | Дата приема | Номер
телефона |
Время приема |
1. | Ведерников Александр Викторович | заместитель председателя Законодательного Собрания | 14.11.2018 | 24-02-73 | 14:00–17:00 |
2. | Алдаров Кузьма Романович | заместитель председателя Законодательного Собрания | 22.11.2018 | 25-62-33 | 16:00–18:00 |
3. | Носенко Ольга Николаевна | заместитель председателя Законодательного Собрания | 29.11.2018 | 25-64-91 | 16:00–18:00 |
4. | Дикусарова Наталья Игоревна | председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству | 06.11.2018 | 24-02-73 | 10:00–13:00 |
5. | Гаськов Александр Юрьевич | председатель комитета по здравоохранению и социальной защите | 29.11.2018 | 24-02-73 | 14:00–16:00 |
6. | Побойкин Виктор Леонидович | председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении | 14.11.2018 | 25-61-18 | 15:00–17:00 |
7. | Синцова Ирина Александровна
|
председатель комитета по социально-культурному законодательству | 22.11.2018 | 25-60-19 | 16:00–18:00 |
8. | Труфанов Николай Степанович | председатель комитета по собственности и экономической политике | 27.11.2018 | 24-02-73 | 14:00–17:00 |
9. | Габов Роман Федорович | председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве | 22.11.2018 | 25-62-27 | 16:00–18:00 |
10. | Егорова Лариса Игоревна | председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике и информационной политике | 15.11.2018 | 25-60-18 | 16:00–18:00 |
11. | Сагдеев Тимур Ринатович | председатель комиссии по контрольной деятельности | 13.11.2018 | 25-60-18 | 16:00–18:00 |