У истоков Иркутского государственного: Кто же открыл университет в Иркутске?
Накануне столетия Иркутского государственного университета историки разыскали и опубликовали несколько архивных документов, проливающих свет на события, предшествующие основанию вуза. Ирония судьбы – университет, десятилетиями носивший имя члена Политбюро ЦК ВКП(б) Андрея Жданова, мог бы быть назван в честь императора Николая II. Так кто же открыл университет в Иркутске?
– Несмотря на то что история открытия университета в целом считалась довольно известной, мы провели дополнительные поиски в Государственном архиве РФ в Москве и в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, – рассказал Александр Ануфриев, директор центра историко-культурного наследия ИГУ. – И, как это часто бывает, неожиданно нашли документы, которые ранее или не были опубликованы, или не упоминались в связи с ИГУ. В частности, это переписка представителей Иркутской губернии с чиновниками царского правительства и межведомственная переписка дореволюционного и раннего советского периода.
– Царское правительство не спешило с открытием университета в Иркутске. Известна цитата иркутского генерал-губернатора графа Муравьева-Амурского, считавшего, что с открытием университета увеличится «поток ябеды» государю о злоупотреблениях местной власти…
– О необходимости создания университета в Сибири на рубеже XIX и XX веков говорили и Афанасий Щапов, и Михаил Загоскин, но первый сибирский университет действительно открыли в Томске. В 1912 году иркутское культурно-просветительное общество создает комиссию по вопросу об открытии вуза в Иркутске. Собираются средства, пожертвования частных лиц, комплектуется будущая библиотека. В фондах Научной библиотеки ИГУ есть экземпляры книг, на которых уже стоит штамп «Иркутский университет – 1912 год». Однако начинается Первая мировая война, и вопрос об открытии университета отложен.
В 1916 году министр народного просвещения Николай Кульчицкий в письме к председателю Совета министров Российской империи князю Николаю Голицыну вновь возвращается к созданию Иркутского университета. Он предлагает приступить к этому после создания университета в Перми и открытия дополнительных факультетов в Томском и Саратовском университетах. Весомым аргументом в пользу открытия является то, что на учреждение поступили пожертвования от города на сумму свыше 1,2 млн рублей и выделен участок земли. Министр пишет, что уже заручился высочайшим благословением государя-императора и предлагает открыть университет в 1919 году, приурочив событие к 25-летию восшествия государя на престол, и присвоить университету его имя. Таким образом, ИГУ мог бы называться «императорским университетом Николая II». Однако грянула февральская революция…
В июне 1917 года Городская дума поддерживает ходатайство университетской комиссии об открытии университета в составе медицинского и юридического факультетов. Действуя от имени иркутской общественности, педагог и психолог Моисей Рубинштейн в Москве и юрист Эдуард Понтович в Петрограде ведут энергичную деятельность по привлечению в будущий университет ученых из центральных вузов, сбору средств и литературы. Выдающиеся российские ученые – индолог С.Ф. Ольденбург (ставший министром просвещения во Временном Правительстве) и геолог В.И. Вернадский (товарищ министра просвещения) сыграли огромную роль в продвижении этой идеи.
В сентябре 1917 года газета «Иркутская жизнь» сообщает о телеграмме нового министра просвещения Временного Правительства С.В. Ольденбурга известному ученому-востоковеду Г.Н. Потанину, в которой говорится, что «университет в Иркутске намечен – срочно разрабатывается законопроект».
Законопроект об учреждении университета в Иркутске был выработан Департаментом Народного просвещения в соответствии с Особым совещанием при Министерстве Народного просвещения при участии представителей Совета Петроградского университета. Как следует из доклада по этому законопроекту, датированному 19 сентября 1917 года, Комиссия по реформе высших учебных заведений высказалась за скорейшее создание в Иркутске университета, «имеющего не только большое культурное значение для Сибири, но и являющегося мерой первостепенной государственной важности». При этом отмечалось, что Иркутску нужен университет, «обнимающий собой как чистые, так и прикладные науки». Интересно, что в первом проекте о создании университета он назван Восточно-Сибирским, но сверху чернилами исправлено «Иркутский», а в первом пункте об учреждении перед словом Восточно-Сибирский добавлено «государственный». И вновь отсрочка: события осени 1917 года заставляют отложить осуществление задуманного.
– Удивительно, в стране бушует пламя Гражданской войны, и в это время, казалось бы, не до высшего образования, а в Иркутске продолжается подготовка к открытию университета.
– После того, как летом 1918 года власть в Сибири переходит к Директории (Сибирскому временному правительству), идея учреждения госуниверситета в Иркутске находит горячего сторонника в лице министра народного просвещения Василия Сапожникова. На заседании Совета министров 2 августа 1918 года принято решение о командировании В.В. Сапожникова в Иркутск и предоставлении ему права «учредить» университет, и уже 13 августа, на заседании Городской думы, прошедшем при участии Сапожникова, в торжественной обстановке объявлено об официальном открытии Иркутского университета.
После отбытия из Иркутска Василия Сапожникова вся текущая работа по организации нового вуза оказалась в руках исполняющего делами ректора Моисея Рубинштейна. В течение августа 1918 года профессору Рубинштейну удалось провести просто титаническую работу.
Прием заявлений от абитуриентов, большинство из которых составили местные жители, открыт с 24 августа 1918 года. На 23 октября в университет поступило 450 слушателей. Из них студентов: на юридический факультет – 58, на историко-филологический факультет – 70. Из других высших учебных заведений – 52, остальные вольнослушатели и вольнослушательницы.
Самой болезненной темой был кадровый вопрос. Напомним, что в стране бушует война, и меры, которые ректор принимал для решения кадровых вопросов, иногда были просто конспиративными. Ему удалось уговорить двух слушательниц, уезжавших в европейскую часть России, передать письма с оповещением профессоров об открытии университета. Воспользовался он услугами и мецената А. Самсоновича, пожертвовавшего крупную сумму на создание вуза, который обещал переправить в Москву через своих доверенных лиц письма и приглашения для преподавателей. И только к 28 октября 1918 года в аудиториях начались занятия.
– А как же миф о том, что Иркутский университет открыл Колчак?
– Переворот, приведший к падению Директории, объявление военной диктатуры и присвоение адмиралу звания Верховного правителя произошел в ноябре 1918 года, когда занятия в Иркутском государственном университете уже начались. Тем не менее в одном из документов колчаковского правительства как бы подтверждается открытие университета: «Иркутский государственный университет считать открытым с 15 сентября 1918 года в составе историко-филологического и юридического факультетов…». Также в этом приказе отмечалась необходимость создания новых факультетов университета. Таким образом, заслуга Колчака все-таки была, хотя и заключалась не в открытии университета, а, скорее, в содействии его росту.
Комментарий:
Депутат Государственной думы РФ Михаил ЩАПОВ:
– Все началось около года назад: обсуждая с иркутскими историками грядущий юбилей университета, мы решили, что было бы интересно поднять свидетельства той работы, что велась и местным сообществом, и министерством просвещения в Санкт-Петербурге по учреждению нового вуза в Сибири. Мы помогли иркутским ученым организовать поиски в центральных архивах.
Как следует из документов, у Иркутска были конкуренты в борьбе за университет – в Петербурге рассматривали возможность открытия высшего учебного заведения во Владивостоке, и даже в какой-то момент в Якутске. И решение в пользу Иркутска было принято не в последнюю очередь благодаря настойчивости и последовательности жителей нашего города. Активность, с которой иркутяне добивались своей цели, оказалась сильнее революций, сильнее Гражданской войны, политических противоречий.
Подборка из копий документов 1915–1917 годов из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), касающихся создания высшего учебного заведения в Иркутске, стала нашим подарком Иркутскому государственному университету к вековому юбилею.