Деревня Басово появилась 320 лет назад в Усть-Кутском районе
Все на Земле имеет свой адрес. Деревни Басово, которая 320 лет назад появилась в Усть-Кутском районе, сегодня уже нет на карте. Но есть памятник деревне, как напоминание о предках, которые обживали эти земли.
Стелу в память о деревне Басово на высоком берегу реки Лены установил ее уроженец Валерий Басов. Стоит ли говорить, что один из его предков и был основателем населенного пункта.
На двухметровом памятнике ушедшей деревни так и написано «Здесь была деревня. Основатель – Гришка Никанов Басов, 1699 год». Стела увенчана православным крестом.
– Деревни уже давно нет, но жива память о малой Родине в сердцах бывших жителей Басово. Мы, объединив усилия, и поставили памятник, – говорит Валерий Степанович.
Он мечтал о том, чтобы появилось место, где можно было бы поклониться родным могилкам, вспомнить близких и друзей. Идеей поделился с односельчанином, патриотом своего края Николаем Дудкиным. Затем земляки получили в мэрии «добро» на установку памятника, подключили других бывших односельчан. Собрали средства, заказали стелу. Крест, согласно православным канонам, был изготовлен по благословению настоятеля местного храма отца Сергия.
– К кому я обратился и кого знал, поддержали начинание, внесли свою лепту, – вспоминает Басов. – Особо хочу отметить Владимира Прошутина, который тоже родился здесь, но несмотря на то что в раннем детстве уехал, чтит память о Родине. Он помог в установке стелы и в организации поездки.
Какой же была деревня, память о которой земляки хранят многие десятилетия? Необычной, говорит Валерий Басов.
Басово находилось в живописном месте на правом берегу Лены, между устьями ее небольших притоков – ручья Дудкинского и речки Аталанги. По другую сторону реки был кедрач. Басовцы жили тайгой, охотились, собирали орехи, грибы, ягоды. Особенно много было брусники и смородины. Большим богатством были отличные луговые травы на островах, затапливаемых весенним половодьем. А главное – было много земли, бери сколько хочешь.
Старожил Александр Иванович Еловский в своих воспоминаниях описывал Басово так: «Деревня имела 22 двора, была расположена на берегу реки Лены у подножия гор, покрытых лесом. В деревне жили переселенцы из Центральных районов России, приехавшие в Сибирь искать свое счастье от безземелья и помещичьего самоуправства. Это был нехилый народ, осмелившийся покинуть родные обжитые места и ехать за тысячи верст туда, где надо было начинать все сначала: отвоевывать у тайги землю, строить дома, заводить скот и все имущество. В этих местах не было помещичьих или иных землевладений, землей распоряжалась община. В деревне не было церкви, и очень многие ее жители, соблюдая церковные и христианские обычаи, верили больше в себя, чем в бога».
О нравственности местных жителей Валерий Басов говорит с особенным чувством.
– В деревне мужики не пили спиртного, не скандалили. Я учился в школе-восьмилетке волостного села Орлинга. Там впервые увидел, как дерутся пьяные. В Басове этого не было никогда…
Деревня представляла из себя несколько широких улиц. В ней стояли большие дома из лиственницы, амбары, повети для сена, помещения для скота, навесы для бытового и сельскохозяйственного инвентаря. Лес был рядом, и все строилось из него вплоть до тесового забора, добротного и капитального. И многодетные семьи, в которых было по 10 и больше детей – были обычным делом. Народ в Басово жил дружный, трудолюбивый и сострадательный. Свои обычаи были у деревенских. Например, на Пасху они приносили в дома ветки пихты и ставили в ведра с водой. Запах шел замечательный…
В советские времена в деревне построили клуб, школу-пятилетку. После ее окончания детей отправляли в Усть-Кутский интернат.
В деревне жили люди с особой смекалкой и золотыми руками. Так, Дмитрий Иванович Басов в облегченье себе и землякам придумал машину для обмолота и давилку для масла. Он работал в колхозе бригадиром. Колхоз занимался растениеводством и животноводством.
– Среди выходцев из Басово было немало успешных, известных в районе людей – ученых, народных педагогов, руководителей тех лет, – вспоминает Валерий Басов.
Перед войной по Лене ходили пароходы. До Якутска было семь дней пути. Но после строительства электростанции река начала мелеть, транспортом служили лодки и катера. В 1950 году была предпринята новая сельскохозяйственная реформа, заключавшаяся в укрупнении колхозов. Это привело к исчезновению ряда населенных пунктов. Басово разделило их судьбу.
Сегодня Басово – это лишь васильки в чистом поле. В деревне, которая не имеет постоянной транспортной связи с внешним миром, больше десяти лет никто не живет. Оставшиеся дома были сожжены чьей-то безжалостной рукой. Есть мнение, что это сделал последний уехавший отсюда житель. Вероятно, чтобы дома не достались уже никому.
– Не все же созидатели, есть и разрушители, – вздыхает Валерий Басов. – А я решил – о деревне должна остаться память.
Сам Валерий Степанович – личность в Усть-Куте известная. У него 37 лет педагогического стажа, в прошлом Басов – лидер Усть-Кутского горкома ВЛКСМ. 2 мая 1974 года он с товарищами встречал первый легендарный поезд с комсомольцами, строителями БАМа. Общественник, краевед, создатель молодежного парламента, беспокойная душа – говорят о Валерии Степановиче. В 2016 году по опросу районной газеты «Ленские вести» он был признан в Усть-Куте «Человеком года».
– Мне хочется, чтобы и другие села, деревни, что стояли на нашей Усть-Кутской земле, не остались забытыми бывшими жителями, их детьми, внуками, правнуками, – говорит Валерий Степанович. – Надо быть патриотами своей малой родины, почитать родовые корни, искать и находить возможность побывать в родных местах. В память о Басово сегодня есть стела. Может, кто-то подумает и сделает нечто подобное для своей деревни? Впрочем, память можно хранить по-разному. Лишь бы она была…