В Иркутской области стало слишком много медведей
Сибирский царь тайги зачастил нынче в деревни и поселки Иркутской области. Причиной тому, по версии министерства лесного комплекса региона, стала избыточная численность медведей.
Как сообщил врио заместителя министра лесного комплекса Иркутской области Степан Пересыпкин, в настоящее время в регионе насчитывается около 18 тыс. медведей при оптимальной численности в 8 тыс. С весны 2017 года по август 2018 года было выдано 900 разрешений на добычу дикого зверя, но трофеями стали лишь 419 медведей. Вместе с тем сезон охоты продолжается вплоть до 30 ноября. В прошлом году Служба по охране животного мира Иркутской области подавала заявку в Государственную думу РФ с просьбой увеличить сроки охоты, однако депутаты оставили их без изменений.
– Ранее берложья охота была в законе и очень востребована, потому что гарантировала трофей. Но по настоянию зоозащитников этот вид добычи зверя запретили. В итоге мы получили увеличение численности медведя, – пояснил Степан Пересыпкин. – Охота на этого хищника требует много времени, опыта, навыка, специального оружия и спроса. Даже если охотник поймает медведя, он не сможет сбыть ни его шкуру, ни желчь, а мясо зверя условно съедобное.
Эксперт пояснил, что ситуацию можно было бы изменить при обнулении или снижении налогового сбора, который взимается за охоту на медведя. В настоящее время его размер равен 3 тыс. рублей.
Пока суть да дело, медведи продолжают наводить страх и ужас на местное население. Несколько дней дикий зверь держал в напряжении жителей рабочего поселка Маркова Иркутского района. Прежде чем животное пристрелили, оно успело задрать пять собак и бычка. Сначала медведя попытались отловить, но обстоятельства вынудили полицию перейти к более радикальным действиям. Также в СМИ была информация о том, что дикий зверь задирает домашних питомцев на ферме в Усть-Илимском районе. А в июне косолапый несколько дней бродил вдоль дорожного полотна около Центральной районной больницы. Из Тайшета в конце мая пришла новость, что медведица с двумя медвежатами ворвалась на дачный участок.
– Выходы медведей к людям носят сезонный характер. Весной звери просыпаются. Таежная бескормица из-за частых лесных пожаров загоняет их в деревни и поселки. Медведи пытаются набрать жир к зиме, поэтому и идут на поиски пищи к населенным пунктам. Когда начинается туристический сезон, зверь уходит к детским лагерям, турбазам, санаториям, где он может найти пищевые отходы, – отметил Сергей Пересыпкин.
По словам эксперта, для предотвращения встречи с хищником нужно оперативно вывозить мусор на свалки, а дачникам рекомендуется увозить мусор в город. Чтобы обезопасить себя на территории поселения, нужно запастись светошумовыми петардами – это позволит отпугнуть медведя от жилья. От встречи с диким зверем в лесу поможет шумовой эффект. «Медведи не нападают на людей просто так. Это возможно только в том случае, если животное охраняет добычу, а человек забрел на его территорию», – подчеркнул Сергей Пересыпкин.
Не меньше головной боли доставляют жителям отдаленных деревень волки. Этих хищников в области тоже в избытке: сегодня насчитывается 4,7 тыс. особей при оптимальном количестве 1,5–2 тыс. Для регулирования численности волков министерством лесного комплекса региона предусмотрена денежная премия за добытого хищника. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 3 млн рублей, столько же – на следующий год.
– За каждого добытого волка, вне зависимости от того, самка это или самец, будет выплачиваться премия в 20 тысяч рублей. Для получения вознаграждения охотник должен обратиться в любое теруправление министерства, принести шкуру волка, подтвердить документально, что он добыт законно, то есть имеется разрешение на охоту, написать заявление, предоставить копию свидетельства ИНН, паспорта, сведения о расчетном счете в банке, – резюмировал Степан Пересыпкин.
По данным министерства лесного комплекса региона, охота на волка разрешена на всей территории Приангарья, кроме особо охраняемых. В 2018 году программа по денежным премиям рассчитана на прием 150 шкур, срок ее действия ограничивается лишь исчерпанием лимита или окончанием календарного года.