Газомоторное топливо будут использовать для судов на Байкале
В октябре в Москве состоялся Международный форум «Российская энергетическая неделя». В его работе принял участие врио первого заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Сергей Малинкин.
– Сергей Михайлович, какую цель ставили перед собой организаторы форума – Министерство энергетики РФ и правительство Москвы?
– Форум стал площадкой для обсуждения проблем развития многих отраслей: газовой, нефтяной, угольной, нефтехимии, электроэнергетики. А также актуальных вызовов времени – энергосбережения и повышения энергоэффективности.
– Расскажите о наиболее интересных дискуссиях, в работе которых вы приняли участие.
– Наиболее содержательными показались те, которые устремлены в ближайшее будущее, несмотря на то что некоторые предложения кажутся сегодня фантастическими. Например, может ли природный газ (метан) стать популярным у нас автомобильным топливом? Президент России поддерживает это направление. Определено ведомство, которое обязано сосредоточиться на развитии рынка газомоторного топлива, – Минэнерго России. А что для этого необходимо сделать? Промышленность страны должна увеличить производство автомобилей, работающих на газе. Мы, как субъект Федерации, обязаны отвечать за развитие рынка газомоторного топлива. В показателях работы губернатора за год теперь появится оценка по развитию этого сегмента.
В России, например, газомоторная техника «КамАЗ» уже стала востребованным серийным продуктом. Объемы реализации газовых автомобилей и автобусов будут расти, потому что эксплуатировать грузовики на дизельном топливе класса Евро-6 очень дорого. Кажется, преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива очевидны. Это и низкая стоимость, и уменьшение экологических проблем.
Давайте сравним, в 2017 году в Китае было зарегистрировано 6,8 млн автомобилей на газомоторном топливе. Эти машины потребили 12 млрд кубометров газа. КНР занимает первое место в мире по количеству ГЗС – 8400 газозаправочных станций установлено по всей стране. В планах китайского правительства – перевести на газомоторное топливо и водный транспорт.
В России около 40% мировых запасов метана. В стране 170 тыс. км газовых магистралей, 700 тыс. км распределительных сетей, 340 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Давайте посчитаем: стоимость строительства АГНКС от 150–200 млн рублей в зависимости от производительности. Средний срок всех этапов строительства, при условии выбора и закрепления земельного участка, начиная с проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию, один год. Средняя стоимость одного кубометра метана по стране – 13 рублей. Но сегодня средняя загрузка построенных станций – 27%. При этом в России 40 млн автомобилей, 20 тыс. заправок с бензином.
Нам понятно, что необходимо развивать в Иркутской области рынок газомоторного топлива. Такую задачу ставит губернатор Сергей Левченко. Начать можно с территории Братска и Братского района. Но расширение сети газозаправочных пунктов пойдет значительно быстрее при наличии магистральной сетевой инфраструктуры и государственных мер поддержки по подготовке потребителей к использованию природного газа в качестве моторного топлива. В перспективе можно видеть использование газа в качестве моторного топлива не только для автомобилей, но и для сельхозтехники, и для судов на озере Байкал. Например, на Свердловской железной дороге второй год проходит тестовые испытания газотурбовоз – на локомотив установлена уникальная турбина, подобные машины могут применяться и на водном транспорте.
– У нас, как известно, лето короткое, а осенне-зимний отопительный период продолжается девять месяцев. Каким вы видите развитие теплоснабжения в Иркутской области?
– Сегодня управление в этой сфере поделено между муниципалитетами, регионом, министерством жилищно-коммунального хозяйства и министерством энергетики, антимонопольной службой, крупными и мелкими компаниями и игроками. По словам Сергея Есякова, первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, несмотря на объемы и зарегулированность, отрасли не хватает надлежащего управления. С одной стороны, это бизнес, с другой – сфера жизнеобеспечения государства. Одним из решений мне видится господдержка инвестиций в теплоснабжение на федеральном уровне. У нас очень хорошая программа есть по линии Минстроя – переселение граждан из аварийного жилья. Мне кажется, что сейчас нужно на правительственном уровне рассмотреть вопрос формирования подобной программы по ветхим коммунальным сетям. Огромный износ оборудования и недоинвестированность отрасли приводят к тому, что, по оценке Минэнерго России, потери тепла в сетях доходят до 30%.
Что касается нашего региона, то с 2019 года в Иркутской области мы будем применять усовершенствованный механизм отбора муниципальных образований для получения мер господдержки на теплоснабжение, нормативная база уже подготовлена. В качестве результатов ожидаем комплексное улучшение показателей отраслевой надежности и доступности услуг.
Еще один путь продвижения в будущее – опыт энергоэффективных и так называемых умных городов. Цифровизация сегодня затрагивает все сферы современной экономики, проникла в сферу управления. Естественно предположить, что умные машины, опираясь на погодные условия, будут автоматически рассчитывать подачу тепла не только в один дом, а в каждый дом микрорайона, поселка, целого города. Подобные системы позволят объединить все уровни управления электросетевым комплексом и повысят надежность электроснабжения.
Например, модернизация тяговых подстанций и автоматики в движении трамваев и троллейбусов уже экономит 12–18% энергоресурсов в Иркутске. В этом направлении надо двигаться дальше.
– Известно, что на Российской энергетической неделе представили рейтинг эффективности систем теплоснабжения регионов. Как в нем выглядит Приангарье?
– По сравнению с прошлым годом Иркутская область улучшила свои позиции на 11 пунктов, заняв 53-е место из 85 регионов России. Уверен, что рейтинг Минэнерго России позволяет объективно оценивать достижения каждого региона в сфере теплоснабжения. Положительная динамика подчеркивает правильность усилий области и муниципалитетов, однако потенциал для улучшения эффективности систем теплоснабжения еще значительный.
При составлении рейтинга Минэнерго РФ оценивало усилия органов власти всех уровней, направленные на создание благоприятных условий для надежного безаварийного теплоснабжения, снижение удельных расходов топлива, снижение потерь тепла, применение современных технологий в тепловых сетях, актуализацию схем теплоснабжения.
В рамках форума прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса средств массовой информации «МедиаТЭК». Три коллектива СМИ из Иркутской области стали его победителями.
Иркутская область была отмечена и в числе лидеров (шестая в ТОП-10) по количеству публикаций в рамках Всероссийского конкурса СМИ и Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче». Уверен, что именно фестиваль стал реальным каналом общения энергетиков и общества, региональных органов власти с гражданами страны. По словам заместителя министра энергетики России Антона Инюцына, в этом процессе участвовало больше 3 млн граждан.
По итогам работы Петербургского международного экономического форума в 2017 году Иркутская область заняла второе место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата по регионам СФО по показателю «Среднее время подключения к электросетям» (79,1 дня).
Ежегодно мы актуализируем базовые документы для развития регионального топливно-энергетического комплекса. В 2018 году утверждены схема и программа развития электроэнергетики Иркутской области на 2019–2023 годы, составлен Топливно-энергетический баланс за 2017 год.