Усть-Илимские мастера – лучшие в искусстве традиционной росписи в Приангарье
Самодеятельная культура – та среда, которая не только подпитывает традиционное искусство, но и сама является величайшим достоянием нашей страны. Ведь именно в ней родились русские сувениры, появились народные песни, сохранились исконные обычаи и символы. Иркутской области есть чем гордиться в этой сфере, поэтому в рубрике «Искусства и ремесла Приангарья» мы будем знакомить вас с лучшими мастерами и коллективами региона.
Расписной квартет
Усть-Илимские мастера – лучшие в искусстве традиционной росписи в Приангарье. Убедиться в этом можно на выставке «Расписной квартет» в Ремесленном подворье Иркутского областного дома народного творчества. Здесь представлены декоративные тарелки и разделочные доски, панно, шкатулки, пасхальные яйца, хлебницы, вазы и даже инструменты, украшенные городецкой, хохломской, тагильской и урало-сибирской росписями. Авторы этих произведений – преподаватели школы искусств № 2 города Усть-Илимска: Елена Михеенкова, Нина Королева, Наталья Зинченко, Елена Волк и их ученики.
– В Иркутской области нет корневой росписи как таковой, но у нас сохранилось несколько домов переселенцев, украшенных в урало-сибирской традиции, – рассказала Елена Михеенкова. – Приезжало очень много переселенцев из Архангельска, где исконная роспись – мезенская. Поэтому каждый мастер, владея всеми росписями, подбирает себе что-то по настроению. А дальше идут поиски. Например, в урало-сибирской росписи есть характерные для нашего региона элементы растительности: иван-чай, шиповник, маки. В мезенской помимо традиционных красного и черного появился зеленый – цвет тайги и синий – цвет неба и воды.
Изящество линий и богатство колорита – не единственное, чем удивляют зрителей мастера. Ведь в традиционной росписи отражена не только окружающая природа, но и исконно русская обережная символика. Если внимательно приглядеться, то, например, мезенскую роспись можно читать как книгу.
– У нас сейчас многие пользуются китайским фэншуем, но ведь символика мезенской росписи также может гармонизировать пространство, ведь она одна из самых древних на Руси, – рассказала Наталья Зинченко. – В ней обязательно прописывается земля – квадратами, треугольниками, семенами. Также там есть солярные знаки, ведь издревле считалось, что они приумножают достаток, приносят здоровье. Один из постоянных элементов – конь, который забирает солнце у уточки и возносит его на небо. Уточка, в свою очередь, символизирует души предков, которые оберегают нас.
Также в мезенской росписи есть родовое дерево, которое разделено на ячейки, в каждой – зернышко как символ поколения и рода человека. Кстати, доски с таким изображением чаще всего дарили молодоженам на свадьбу. Еще одно животное – лось, являлось знаком грома. Ведь было поверье, что лось своими рогами задевает облака, проливается дождь, гремит гром и сверкает молния. Однако Наталья Зинченко не только следует традиции, но и развивает роспись. Среди ее работ серия панно «Северная сказка», в которой представлены не только образы славянских богов Макоши и рода, но и появляются новые, не характерные для росписи герои.
– Я разработала элемент с изображением кота, потому что детям хочется рисовать что-то милое, уютное, домашнее, – пояснила Наталья Зинченко. – Мир не стоит на месте, меняются не только элементы, но и кисти, краски. Человеку хочется чего-то нового, современного. Потому и композиции, и цвета иногда трансформируются.
Интересно, что участницы «Расписного квартета» обучают не только детей, но и взрослых. Именно в этом они видят причину небывалого интереса и развития этого вида декоративно-прикладного искусства в Усть-Илимске. Ученики, которые достигают наибольших успехов, участвуют в ярмарках и выставках, благодаря которым они могут получить признание и дополнительный доход. Кстати, деревянную основу большинства работ изготавливают в столярной мастерской школы искусств № 2.
Красотой и смыслом наполнены и другие традиционные росписи, представленные на выставке. Например, в городецкой есть два петушка, которые являются символом домашнего уюта. Даже ободки на предметах рисовались неспроста. Наши предки верили, что они препятствуют проникновению злых духов в посуду. В урало-сибирской росписи розы – это символ чистоты. На выставке можно увидеть тарелку, созданную в этом стиле в виде забавного котика, расписанную Ниной Королевой. И целый набор столярных инструментов «Сибирская мастерская», созданный Еленой Михеенковой. Кстати, именно она в свое время обучила участниц «Расписного квартета» базовым навыкам этого вида искусства. Эффектно выглядят и декоративные тарелки, расписанные Еленой Волк, где на темном фоне расцветают диковинные цветы. Каждая из мастериц представила на суд публики работы, созданные в разных видах росписи. Поэтому каждый наверняка найдет здесь себе роспись по вкусу и по сердцу.