Как полицейский из Украины стал настоятелем храма в Сибири?
Мечтал работать полицейским, а стал священнослужителем. Настоятель храма святителя Иннокентия митрополита Иркутского иерей Павел Гамандий в качестве миссионера приехал из Украины в поселок Чунский всего на год. Однако чтобы посеять в Сибири ростки духовности, решил остаться навсегда.
Неслучайный выбор
Несколько лет назад уроженец города Николаева Павел Гамандий даже предположить не мог, как круто изменится его судьба. Родился и вырос он в обычной семье, и хоть сам по молодости лет уже не застал в «живых» огромной Страны Советов, родители, воспитанные при развитом социализме, считали себя до мозга костей атеистами. Отец был кадровым военным, мать работала в компании телефонной связи. Старшая сестра Павла, окончив институт, занялась моделированием одежды, а он сам всерьез увлекался боксом и собирался поступать в школу милиции. Большую роль в этом выборе сыграл пример отца-офицера, к тому же долю романтики юноша почерпнул из крутых киношных боевиков и детективов. Однако кто-то что-то напутал с документами, не получилось вовремя пройти медкомиссию, и фамилии Гамандия в числе принятых на обучение курсантов не оказалось.
– Сейчас-то я, конечно, понимаю, почему все так произошло – Господь управил, а тогда обида была страшная, – с улыбкой припоминает настоятель. – Друзей-одноклассников, с которыми мы вместе поступали, взяли всех, а меня нет. Я остался один, словно в вакууме. Куда пойти, чем заняться? Устроился в одну из торговых компаний сборщиком мебели, а в свободное время начал ходить в храм. Зашел однажды после работы и услышал проповедь: что бы ты ни делал, но если ты христианин, один день в неделе посвяти Богу. Не знаю почему, но эти слова как-то зацепили. Задумался: разве это тяжело? Может, стоит попробовать? Буду раз в неделю приходить на службу. Так прошел год. Опять нужно было думать, чем заняться дальше, но за это время мое мировоззрение настолько изменилось, что я больше не думал ни о какой школе милиции, а решил поступать в духовное училище. Кстати сказать, когда окончил после него уже семинарию, проживая на тот момент в России, в 2014 году на Украине начались те трагические события, которые до сих пор никак не закончатся. У моих одноклассников, которые поступали вместе со мной и прошли в полицию, судьба сложилась очень непросто: один едва не погиб во время военных действий, второй получил тяжелую контузию, третий – ранение. Еще несколько сами уволились из органов внутренних дел… Выходит, Господь меня отвел от подобной участи совсем не случайно.
После окончания духовной семинарии и рукоположения в сан по сложившейся традиции выпускники отправлялись на полгода в миссию. Павел решил, что поедет не один, а с супругой, и не на полгода, а на год. Так в 2015 году они вместо жаркого украинского юга оказались в суровом сибирском краю.
Если Богу угодно, все случится
Первые несколько месяцев отец Павел нес службу в городе Лесогорске Чунского района, а потом с разрешения и по назначению Владыки Вадима перебрался в райцентр. Эта была его мечта – уж больно красивой виделась построенная церковь.
Громадное, по местным меркам, архитектурное сооружение сегодня и впрямь главная достопримечательность лесного поселка. Фундамент храма был заложен еще в конце прошлого века, однако в течение последующих десяти лет он просто гнил под дождями и снегом. В 2009 году дело сдвинулось с мертвой точки. За счет пожертвований простых чунарей и видных предпринимателей на так называемой бамовской горе всего за два года построили красивейшее здание. Освятили храм в 2015 году.
Место для строительства выбрали действительно чудесное: летом золоченые купола и белокаменные стены отражаются в зеркальной озерной глади, зимой, словно сказочный терем, проглядывающий сквозь зелень соснового бора, искрятся на пушистом снежном покрывале. А вот технические тонкости, как оказалось, соблюли не все. Кровлю сделали только начерно, ее нужно перекрывать, цоколь – капитально ремонтировать, систему отопления – проводить заново, из-за неправильного проектирования зимой внутри храма весьма прохладно. После того, как удастся устранить недоделки, отец Павел мечтает в цоколе обустроить воскресную школу для детей и дошколят, в стоящей неподалеку часовне разместить крестильню, а территорию вокруг храма засадить плодовыми деревьями, кустарниками и цветами, превратив в место для отдыха жителей поселка.
– Если Богу угодно, все случится, – говорит он. – А мы будем трудиться. В Сибирь мы с матушкой перебрались навсегда, уезжать никуда не собираемся.
Храм есть, туда можно прийти!
Если обустройство здания церкви пока по большей части дела будущего, то просветительская работа, которой занимается отец Павел, это труд каждодневный и насущный. На вопрос: каково это – нести людям слово Божие, рассказывает:
– Работать очень непросто, потому что Чунский район образован в советское время. До 90-х годов никакой духовной жизни здесь просто не существовало. Приходится все начинать с нуля. Однако одновременно есть и определенные плюсы, потому что как ты построишь духовную жизнь, так она и начнется. В нашей власти – заводить правильные традиции и правильные отношения к ним.
И такие традиции благодаря настоятелю здесь уже появились. Каждое воскресенье все больше жителей Чунского приходит на учебу в воскресную школу. Занятия, похожие на неспешные беседы, непременно проходят за чашкой чая, с обсуждением самых разных проблем и тем. Еще одна из недавних традиций – уход за храмом и прилегающей территорией – появилась после того, как прихожане уверовали: если будет в чистоте храм, то и жизнь в самом поселке постепенно придет к порядку. А еще в местных школах после приезда отца Павла стали регулярно проводиться уроки православия, а в местном техникуме – часы духовности.
– Это не значит, что школьникам и студентам я рассказываю исключительно о житие святых и Священном писании, – поясняет настоятель. – Конечно, мы говорим на церковные темы, но больше рассуждаем о жизни. Девушки, например, спрашивают, как найти хорошего парня, юношей интересует, как правильно познакомиться с девушками. С ребятишками мы обсуждаем проблемы взаимоотношений в классе, с друзьями и учителями, с их родителями, говорим о наркотиках и ВИЧ – изучаем проблемы переходного возраста… Все эти беседы имеют глубокий смысл и огромное значение для воспитания духовности. Уверен, прежде чем говорить людям о высоких материях, о богословии, нужно научить их быть хорошими людьми. Как не предавать друг друга, не завидовать, стараться не обманывать и не воровать, быть честными, прежде всего, перед собой, как любить семью и не разводиться, чтобы дети не оставались сиротами и не росли без отца… Конечно, я не могу выполнять за родителей их обязанности перед детьми, не могу заставить взрослых жить по-христиански, но в моих силах вложить им понимание того, что храм существует. И тогда, если вдруг наступит какой-нибудь важный, ответственный или тяжелый момент в жизни, человек обязательно вспомнит – храм есть, туда можно прийти!