Ноябрьские законопроекты Иркутской области
Более полусотни вопросов было включено в повестку шестой сессии Законодательного Собрания, прошедшей под председательством спикера Сергея Сокола. Из представленных на рассмотрение 30 законопроектов половина принята в окончательном чтении и после подписания губернатором пополнит свод областных законов.
Основные параметры бюджета одобрены
Центральным вопросом ноябрьской сессии стало первое чтение проекта трехлетнего бюджета на 2019–2021 года. Предварительно он был рассмотрен всеми комитетами и комиссиями областного парламента.
Областной министр финансов Наталия Бояринова представила основные параметры бюджета. Доходы на 2019 год запланированы в размере 142,6 млрд рублей, расходы – 146,8 млрд, дефицит составит 4,2 млрд. На 2020 год доходы прогнозируются в объеме 145,1 млрд рублей, расходы – 147,8 млрд, дефицит – 2,7 млрд. На 2021 год: доходы – 148,1 млрд, расходы – 148,5 млрд, дефицит – 449 млн рублей.
Общий объем всех межбюджетных трансфертов, которые получат муниципальные образования в следующем году, составят более 52 млрд рублей. Из них 7,5 млрд будут направлены на выравнивание финансовых возможностей МО с целью исполнения возложенных на них полномочий.
Отвечая на вопрос вице-спикера ЗС Кузьмы Алдарова, почему произошло снижение финансирования программы развития сельского хозяйства на 1 млрд рублей к 2021 году, министр финансов объяснила, что трансферты из федерального бюджета поступят только после того, как он будет утвержден в качестве закона. Но уже известно, что в ходе второго чтения, которое состоялось 14 ноября, Иркутской области дополнительно выделяется почти 10 млрд рублей, из которых 7,3 млрд – в рамках реализации национальных проектов.
– Наша главная задача, – добавила она, – предусмотреть при втором чтении необходимый объем средств для обеспечения софинансирования, чтобы не потерять ни одного рубля, которые нам выделяются из федерального бюджета.
Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев, выразив удовлетворение, что удалось убедить правительство выделить средства на завоз дизельного топлива в Тофаларию, достаточного для бесперебойного электроснабжения трех поселков, предложил рассмотреть возможность профинансировать установку котельной на солнечных батареях в поселке Алыгджер и в полном объеме обеспечить транспортное сообщение. «Заложенных в бюджет-2019 денег, – сказал он, – хватает только на 150 авиарейсов в год, а необходимо 180».
По словам министра финансов, подобная котельная на солнечных батареях была установлена в прошлом году в поселке Нерха. Результаты ее работы будут проанализированы, и если докажут эффективность, то в бюджет 2020 года предусмотрят деньги на строительство подобной котельной в Алыгджере.
Председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирину Синцову интересовало: в каком количестве заложены в бюджет-2019 средства на дифференциацию заработной платы работникам бюджетной сферы, введение которой обещано правительством с 1 января 2019 года.
Цена вопроса значительная – более 2 млрд рублей, напомнила министр финансов. Этих денег в проекте бюджета нет, но в ходе второго чтения федерального бюджета Иркутской области выделено 2,2 млрд рублей дотации на частичную компенсацию расходов на заработную плату. Эта дотация и будет включена в областной бюджет при ближайшей корректировке бюджета. И несмотря на время ее поступления, заверила она, механизм дифференциации, как и обещано, начнет работать с января будущего года.
Депутат Александр Вепрев поднял вопрос о строительстве детской поликлиники и женской консультации в Иркутске II. Действующая поликлиника, по его словам, только на треть покрывает потребности жителей. Корпорация «Иркут» в рамках соглашения о социальном партнерстве профинансировала разработку проекта. К нему получены все заключения. Дело за правительством.
Тема злободневная, согласилась Наталия Бояринова. Стоимость поликлиники – 1,5 млрд рублей. Правительство старается войти в федеральную инвестиционную программу на 2019 год на условиях обоюдного финансирования. Этот вопрос обсуждался на недавней встрече губернатора области с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, которая обещала свою поддержку.
Отвечая на вопрос депутата Дмитрия Тютрина о динамике роста областного дорожного фонда, министр сказала, что на сегодняшний день объем областного дорожного фонда составляет 9,2 млрд рублей, на следующий год запланировано 8,7 млрд рублей. Но он пополнится за счет национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на реализацию которого области выделяется в 2019 году 2,8 млрд рублей.
Завершая обсуждение законопроекта, председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова сказала, что хотя нет никаких препятствий к принятию бюджета в первом чтении, у депутатов есть ряд замечаний, которые необходимо обсудить в рамках подготовки ко второму чтению. Это касается необоснованного сокращения ассигнований на участие иркутских спортсменов в региональных и общероссийских соревнованиях, уменьшение списка объектов социальной сферы, особенно в сфере образования, подлежащих капитальному ремонту, снижение расходов на приобретение медикаментов и питание больных, и другие замечания.
Оценивая принятый в первом чтении трехлетний бюджет, Сергей Сокол отметил, что в целом бюджет Иркутской области в 2019 году сохранит социальную направленность – более 70% составят расходы на финансирование социальной сферы. В полном объеме будут обеспечены все социальные выплаты, в том числе по исполнению принятого в этом году по инициативе регионального парламента закона «О ветеранах труда Иркутской области».
– Почти 53 млрд рублей от общего объема расходов в проекте бюджета составляют межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. Это значительная сумма, но, уверен, она может быть выше. При любой возможности муниципалитетам нужно помогать в их стремлении развиваться, – подчеркнул спикер ЗС.
Нормативы учебных расходов повысятся
Полтора часа понадобилось парламентариям, чтобы прийти к консенсусу по изменению нормативов учебных расходов в дошкольных и общеобразовательных заведениях области.
Ежегодно из областного бюджета каждой школе и детскому саду перечисляется субвенция, которая может быть использована на приобретение необходимых для учебного процесса вещей: учебников, мебели, компьютеров, развивающих игр. Величина субвенций зависит от количества учеников и воспитанников детского сада. В настоящее время на каждого ученика выделяется по 1,5 тыс. рублей, а на каждого дошкольника – по 500 рублей.
Эти нормативы действуют уже четвертый год, и, конечно, учитывая инфляцию, требуют пересмотра. Это понимают как депутаты, так и правительство. Губернатор предложил поэтапное увеличение: в будущем году добавить по 250 рублей как школьникам, так и воспитанникам детских садов, а в 2020 году увеличить нормативы на такую же сумму, доведя до 1 тыс. рублей для дошкольников и по 2 тыс. рублей для учащихся школ.
На заседании комитета по социально-культурному законодательству под председательством Ирины Синцовой группа депутатов выступила с инициативой уже в следующем году увеличить учебные расходы до 1 тыс. рублей для воспитанников детских садов и до 2 тыс. рублей для учеников. Комитет рекомендовал сессии принять этот вариант. Но большинство депутатов поддержали губернаторский, оставив за собой право вернуться к депутатской инициативе уже при весенней корректировке бюджета.
– Мы очень внимательно с депутатами посмотрим, чем еще в какой форме мы можем помочь детям в школах и детских садах в плане приобретения учебных пособий, игрушек. Может быть, через партийный проект «Единой России». Посмотрим. Но этот вопрос будет обязательно решаться, – отметил на брифинге спикер ЗС Сергей Сокол.
Старики, ветераны, инвалиды
Депутаты также рассмотрели законопроекты, предусматривающие дополнительные меры поддержки для инвалидов и людей пожилого возраста.
Были приняты в окончательном чтении изменения в закон «О транспортном налоге». Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова напомнила, что действующей редакцией закона предусмотрена налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты транспортного налога ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и инвалидов всех категорий – в отношении отдельных транспортных средств. Законопроектом аналогичная льгота устанавливается и для ветеранов боевых действий. Их на территории Иркутской области проживает более 16 тыс. человек.
Принята поправка к закону «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области отдельных категорий инвалидов I группы в виде компенсации расходов в размере 50% платы за содержание жилого помещения». В настоящее время право на такую меру поддержки имеют только инвалиды I группы, проживающие в жилье, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Поправка распространяет эту льготу и на инвалидов I группы, которые являются собственниками жилья.
Как сообщил председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов, срок вступления в силу данных изменений – 1 января 2019 года.
В окончательном чтении принят законопроект «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде единовременной денежной выплаты к юбилейным датам со дня рождения». Он предусматривает единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей каждому жителю области в день его 90-летнего юбилея, 12 тыс. рублей по достижению 95-летия и 15 тыс. рублей в честь 100-летнего юбилея. По инициативе депутатов денежное пособие в размере 15 тыс. рублей будет выплачиваться и за каждый год, прожитый сверх ста лет.
Изменения внесены и в областной закон «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области». Как сообщил областной министр по молодежной политике Александр Попов, уничтожение дикорастущей конопли на землях сельскохозяйственного назначения возложено на областное министерство сельского хозяйства, а вот борьбу с коноплей, произрастающей на землях лесного фонда, никто не ведет. Поэтому предложено возложить эти функции на министерство лесного комплекса.
Размер потребительской корзины остается прежним
Согласно федеральному законодательству размер потребительской корзины, на основании которой определяется прожиточный минимум, принимается на пять лет. Она включает в себя минимальный набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. В Иркутской области действуют две потребительские корзины: одна для северных территорий, другая – для южных.
Как сообщила областной министр труда и занятости Наталья Воронцова, ныне действующий размер потребительской корзины был определен в декабре 2013 года и срок ее действия заканчивается. В связи с повышением минимальной оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения российское правительство предложило продлить срок действия потребительской корзины по Российской Федерации до 31 декабря 2020 года, чтобы объективно оценить социальную нагрузку на бюджет и определить уровень бедности.
На сессии был утвержден проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Как доложил областной министр здравоохранения Олег Ярошенко, на будущий год его доходная часть составит 42,4 млрд рублей, что на 7,8% больше, чем в текущем году. Доходы на 2020 год прогнозируются в размере 45,7 млрд рублей, а на 2021 год – 48,7 млрд рублей.
За счет добавочных средств будет увеличена оплата труда отдельных категорий медицинских работников, возрастет финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, а также два вида лечения – стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов – планируется включить в перечень высокотехнологичной медицинской помощи, финансируемой из средств ФОМСа.