Омуль: старые запреты, новые штрафы
Запрет на вылов омуля дает свои результаты. По данным специалистов Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод», в этом году для восстановления популяции байкальского эндемика удалось заложить более полумиллиона икринок. Меры к сохранению рыбных запасов Байкала и других акваторий продолжают ужесточаться – штраф за незаконно выловленный омуль вырос в 14 раз!
Напомним, на Байкале с прошлого года действует запрет на вылов омуля: он оказался на грани исчезновения. В 2017 году не было выдано ни одного разрешения на добычу данной рыбы. В этом году право на промысел омуля по квотам имеют только представители коренных малочисленных народов Северобайкальского и Баргузинского районов Бурятии. Однако в нерестовый период лов омуля запрещен и для них.
Сегодня, чтобы уберечь граждан от искушения незаконного лова, особенно в период нереста, на Байкале работают инспекторы и сотрудники полиции.
– Борьба с браконьерами беспрецедентна. Инспекторы и полицейские постоянно патрулируют места нереста омуля. Это по большей части реки в Республике Бурятия. Для поддержки соседей работают и сотрудники иркутской полиции, – рассказал замруководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Ринат Енин. – Даже если рыба выловлена, транспортировать ее весьма проблематично – сотрудники ГИБДД имеют полномочия досматривать автомобили на ее наличие.
Меры по борьбе с браконьерами и незаконным оборотом биоресурсов становятся все более суровыми. Ринат Енин рассказал, что торговля рыбой в настоящее время проходит через «Меркурий». Это государственная информационная система по учету электронных ветеринарных сертификатов. С 2018 года работать в ней обязаны все, кто участвует в обороте товаров животного происхождения. Эта электронная система позволит прослеживать судьбу рыбы от места ее вылова до прилавка.
Штрафы за браконьерство в нерестовый период с 13 ноября этого года значительно увеличились. За каждый незаконно добытый «хвост» омуля теперь вместо 250 рублей предстоит заплатить 3640 рублей. Один незаконный хариус обойдется в 925 рублей вместо 250 рублей. Во столько же обойдется ловля ленка, сазана, щуки. Таймень подорожает до 10 тыс. 625 рублей, а лещ – до 500 рублей. И даже частиковые виды рыб – плотва, елец и окунь обойдутся браконьеру по 250 рублей за хвост.
– Таксы возмещения ущерба водно-биологическим ресурсам не менялись с 2000 года. Ужесточение ответственности, конфискация снастей и лодок дадут свои результаты, – уверен Ринат Енин.
Этой осенью на нерестовых водоемах работало 20 стационарных постов, было задержано 583 браконьера, изъято 3,3 тыс. кг незаконно добытой рыбы.
За период нереста на нарушителей наложено 387 тыс. рублей штрафов, нарушителям по искам за причиненный ущерб предстоит заплатить еще 618 тыс. рублей.
Для восстановления популяции омуля одних лишь запретительных мер недостаточно – необходимо проводить зарыбление Байкала. В этом году специалисты Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» на водоемах байкальского региона заготовили в четыре раза больше икры омуля. Начальник ведомства Леонид Михайлик рассказал, что благодаря беспрецедентным мерам охраны эндемика в этом году заготовили 518 млн икринок (в прошлом году 120 млн икринок). Рыбоохранные мероприятия позволили рыбе во время нереста свободно заходить в реки, производителей было выловлено больше, чем в прошлом году. Кроме того, свободному прохождению рыбы способствовала и большая вода на реках.
– Из отобранной икры около 50 млн икринок размещены в Селенгинском рыборазводном заводе, а 468 млн – на Большереченском заводе. Это говорит о том, что браконьерская нагрузка снята, – рассказал Леонид Михайлик. – Весной мы планируем выпустить в Байкал порядка 400 млн личинок байкальского омуля.
По словам специалиста, если восстановление популяции омуля и дальше будет вестись такими темпами, через пять-семь лет численность омуля вернется к оптимальной.