Туристов на Байкале много, туалетов мало
За последние шесть лет туристический поток в Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский заповедник вырос в 10 раз. Больше половины посетителей – россияне. В 2019 году «Заповедное Прибайкалье», в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории, планирует улучшить туристическую инфраструктуру и разгрузить остров Ольхон за счет создания новых маршрутов в Бугульдейку и в сторону Онгурен.
124 тыс. разрешений на посещение особо охраняемых природных территорий выдало «Заповедное Прибайкалье» в этом году. При этом реально туристов было больше. Далеко не все любители природы оформляют необходимые документы. Проследить за всеми визитерами невозможно, ведь на полтора миллиона гектаров площадей приходится всего около 300 инспекторов. И даже на самых популярных маршрутах не хватает информационных пунктов.
– Ранее в рамках федеральной целевой программы выделялись средства на строительство этих пунктов – порядка 36 млн рублей, – пояснил начальник отдела туризма и рекреации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Мальцев. – Но подрядчик, который выиграл торги, затянул сроки. Руководство расторгло договоры. Фирму мы по сути внесли в «черный список». В результате не приняли ни одного объекта, сейчас все недоработки нужно исправлять. Информационные пункты, где туристы смогут получить разрешение на посещение ООПТ, планируется построить в Тажеранских степях, в Листвянке – в месте, где начинается Большая Байкальская тропа, в урочище Буругер острова Ольхон, что позволит закрыть нижнюю дорогу к Хобою и полностью взять под контроль путь автотранспорта туда. Также необходимо доделать пункт в Темной пади.
Темная падь является одной из проблемных территорий. Туристы, которые едут туда на КБЖД электричкой, зачастую не думают о получении разрешений. Но турпоток растет и зимой, когда встает лед.
Однако наиболее востребованной точкой притяжения туристов все-таки остается Ольхон, где самой популярной экскурсией по-прежнему является маршрут к северной оконечности острова – мысу Хобой. Ранее там планировалось провести обустройство, в том числе сделать настил на сваях, вбитых в скалы. Но проект, оцениваемый в 25 млн рублей, не прошел экологическую и техническую экспертизу.
Сейчас к идее благоустройства Хобоя вернулись, но уже в несколько ином виде и за более скромные деньги. 8 млн рублей предполагается направить на сооружение площадок для автотранспорта, инфоцентра, тропы и туалетов с герметизированными емкостями, откуда можно будет откачивать и вывозить жидкие отходы.
– Мы внесли документацию по обустройству мыса в нацпроект «Экология» потому, что без тропы мы можем потерять Хобой. Начали работать с французами. У них налажена система восстановления нарушенного почвенного покрова, например, с помощью сеток. Мы уже сделали первый пробный участок. При нормальном раскладе делаем тропу, подключаем инфраструктуру и в первый же год мы сможем остановить эрозию почв, а лет за пять-семь вытоптанные тропы зарастут, начнет восстанавливаться почвенный покров, и мы получим Хобой в том виде, в каком он был, – уверен Василий Мальцев.
Ольхон, где в ряде мест высокую экологическую дигрессию (то есть ухудшение состояния экосистемы) подтвердили специалисты «Заповедного Прибайкалья», планируется разгрузить от чрезмерного числа посетителей. Есть планы перебросить турпоток в сторону Бугульдейки, Онгурен, Большого Голоустного. По этим направлениям учреждение намерено формировать туристическую инфраструктуру. На самом острове, а также в пади Кадильной, пади Щегловка требуется обновить кордоны.
В серьезной реконструкции нуждается причал в Листвянке, где швартуются суда учреждения. Финансирование этих работ запланировано в рамках нацпроекта «Экология».
Но остается один нерешенный – щекотливый, но важный вопрос. Он касается туалетов, которых в ООПТ Прибайкалья практически не найти. Предполагается построить несколько юрточных лагерей с биотуалетами, но в целом это не решит проблему. По словам Василия Мальцева, в «ЗП» есть несколько локально-очистных станций, способных очистить 4 кубометра жидких отходов в сутки. Но куда сбрасывать стоки – вопрос. В озеро по законодательству об охране озера Байкал должна попадать вода высокой степени очистки. А на сброс в почву нормативов нет.