В индустрии гостеприимства в Приангарье не хватает кадров
В гостиницу требуется администратор…
Байкал сделал наш регион меккой для туристов. Ежегодно Иркутск посещают 1,5 млн человек. Это число с каждым годом растет, и индустрия гостеприимства к росту турпотока медленно, но приспосабливается. За последние годы гостиничный фонд увеличился на тысячу номеров. И все бы хорошо, но работать там некому.
По итогам 2017 года Иркутская область в рейтинге туристической привлекательности регионов заняла 13-е место. С ростом числа туристов, естественно, растет и потребность в квалифицированных кадрах с профильным образованием.
– Дефицит работников индустрии туризма и гостеприимства составляет более 1,3 тысячи человек, – отметила начальник отдела развития въездного и внутреннего туризма агентства по туризму Иркутской области Ирина Томсон. – Российская гостиничная ассоциация и Байкальская ассоциация рестораторов и отельеров нынешней осенью провели анкетирование среди работодателей, обратились за информацией к популярным сайтам вакансий, чтобы выяснить, каких специалистов нам особенно не хватает, проанализировали причины увольнений работников.
В итоге на рынке труда самыми востребованными профессиями, по мнению работодателей, оказались официанты, менеджеры по продажам, повара, курьеры.
За год ротация кадров в сфере туризма достигает в среднем 50% и выше. В каждом втором отеле в нашем регионе нет администратора. Ощущается нехватка горничных, официантов. Из отелей люди, как правило, увольняются, потому что работа оказалась тяжелее, чем они рассчитывали, не все выдерживают сменный график, ночные дежурства. В ресторанах же работу многие рассматривают как временную, особенно работу официанта. Многие полагают, что это нечто промежуточное между учебой и будущей карьерой, которое начнется, когда диплом будет на руках.
На официанта, к примеру, в Иркутске вообще не учат. В колледже индустрии питания не могут набрать группу для обучения – молодежи эта профессия неинтересна. Сложно найти в Иркутске и повара, особенно в сезон, учитывая, сколько заведений общепита в областном центре открывается. Многие образовательные учреждения обучают этой профессии, но качественных специалистов выходит не так много.
Директор иркутской гостиницы «Империя» Екатерина Процентова констатирует: если в любом городском отеле в течение года не произошла полная ротация сотрудников, то ему крупно повезло.
Нехватка кадров стала остро ощущаться после серьезной встряски системы образования. В 2013 году в Иркутске закрылся частный вуз, готовивший кадры для гостиничного бизнеса. Через год переформировался институт иностранных языков, где студенты учились на туристическом направлении.
– Много лет мы пытаемся удержать наш персонал, подготовить кадры. Сами их обучаем. В последние годы я изменила подход к практике студентов. Раньше они выполняли в основном работу горничных. Сейчас я стараюсь организовать их деятельность так, чтобы они потрудились на разных должностях – от горничной до ресепшена, – продолжает Екатерина Процентова.
Вопрос нехватки кадров в индустрии гостеприимства в Приангарье в ближайшие годы станет еще более острым. Уже сегодня мы наблюдаем шквальный рост строительства отелей на всем байкальском побережье. В Иркутске строятся два отеля Hilton – на Новом рынке и в аэропорту, появилась информация о возможном строительстве корейского отеля Lotte, строится отель и в микрорайоне «Союз», еще один появится на бульваре Гагарина, 10-этажная гостиница в ближайшие годы вырастет в районе Академгородка, пятизвездочный отель появится и на месте бывших Курбатовских бань в центре города.
Специалисты гостиничного бизнеса бьют тревогу. Если сейчас не озаботиться подготовкой кадров, работать станет совсем некому. Начнется переманивание и без того дефицитных сотрудников из одного отеля в другой.
По мнению иркутских рестораторов и отельеров, улучшить ситуацию помогло бы определение базового предприятия, которое стало бы социальным партнером с назначением наставника. Учебные заведения наставников студентам не предоставляют. Чтобы производственная практика проходила эффективнее, необходимо отработать ее программу. Она должна стать единой для всех учебных заведений в сфере туризма. В числе предложений значилось и создание колледжа гостеприимства по западной модели, увеличение часов производственной практики, стажировка преподавателей за границей и т.д.
Напомним, что с 2020 года вводятся в действие профессиональные стандарты по туризму. Требования к работникам сферы туризма станут намного жестче. Например, будет обязательным наличие высшего и среднего профессионального образования в данной сфере деятельности. Как пояснила Ирина Томсон, правительством Иркутской области сформированы и направлены в адрес Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства культуры Российской Федерации предложения об увеличении бюджетных мест для студентов – будущих работников туризма.