В Иркутском музыкальном театре поставили «Шахеразаду» и «Дон Кихота»
Новое пришествие классического балета
Арабский колорит и испанские страсти – в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского состоялась премьера одноактных балетов «Дон Кихот» и «Шахеразада». Спектакли создали народный артист СССР Вячеслав Гордеев и педагоги-балетмейстеры Московского театра «Русский балет», заслуженные артисты России Светлана Устюжанинова и Дмитрий Проценко. Напомним, классических балетных спектаклей в Иркутске не ставили более десяти лет. Возродить этот жанр в 2017 году предложил губернатор Сергей Левченко.
– В Иркутске очень развита культура, есть прекрасные театры, но нет классического балета, мы постараемся возродить его, работая по всем направлениям, это и создание специальности в театральном училище, и увеличение балетной труппы в музыкальном театре, – пообещал год назад Сергей Левченко.
«Областная» уже писала о создании специализированного курса «Артист балета» в Иркутском театральном училище, набор на который состоялся в сентябре 2018 года. Но ждать, пока юные танцовщики станут профессионалами, не придется – классические балеты можно увидеть на сцене музыкального театра уже сегодня. Пусть это пока лишь одноактные, но зато легендарные постановки – жемчужина мировой хореографии «Шахеразада» по произведению композитора Николая Римского-Корсакова, созданная выдающимся хореографом начала XX века Михаилом Фокиным, и «Дон-Кихот» – творение его не менее знаменитого коллеги Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Причем иркутяне увидят спектакли в признанной ценителями балета редакции Вячеслава Гордеева. Важно, что в постановках занята только труппа Иркутского музтеатра – 23 танцовщика и еще семь артистов других жанров. Премьера состоялась 24 ноября.
– Появление здесь этих двух спектаклей – разных, но очень ярких – символизирует новое пришествие классического балета на иркутскую сцену, – считает Вячеслав Гордеев. – Думаю, что публика должна полюбить их, как и классический балет, которому я служу всю свою жизнь. Кроме того, постановка очень полезна для иркутских артистов. Они уже начали по-другому себя ощущать на сцене, ведь современный балет – это совсем другое искусство.
В основу «Шахеразады» положена одна из арабских сказок, «Тысяча и одна ночь», которую рассказывала своему султану его мудрая жена. По сюжету шах Шахрияр (Сергей Полухин, Василий Степанов) страстно любит свою первую жену Зобейду (заслуженная артистка России Мария Стрельченко, Дина Михеева). Однако он все-таки сомневается в ее верности, как и в других своих женах и наложницах. Внезапно вернувшись с охоты, он застает их в любовных утехах с молодыми рабами. Зобейда тоже нашла себе возлюбленного (Юрий Щерботкин, Игорь Алексеев). В первый раз шах прощает своих неверных жен, но их раскаяние оказывается неискренним, и они продолжают развлекаться в объятьях любовников. Когда шах застает их вновь, кровавой расплаты не избежать.
– Разница между хореографией Михаила Фокина и моей версией, безусловно, есть, и я подхожу к этой теме философски, ведь в жизни ничего не бывает на пустом месте, и то, что случилось однажды, скорее всего, происходит постоянно, – рассказал Вячеслав Гордеев. – Но самое главное в балете – все-таки не действие, а хореография, которая для своего времени была очень современной и считалась весьма сексуальной. Также здесь яркая музыка, костюмы и декорации.
Балет действительно получился очень красивым. Восточный колорит создан московским художником Владимиром Нежиным с помощью узорчатых фонарей, орнамент и цвет которых проецируется на драпировки и другие поверхности на сцене. Роскошные костюмы заслуженного художника РФ Татьяны Тулубеевой из Москвы усиливают этот эффект. Сцены любовных утех не выглядят пошлыми, но в то же время погружают в атмосферу восточной неги. Танец Зобейды в исполнении Марии Стрельченко завораживает своей грацией.
– Я думаю, моя героиня не просто коварная соблазнительница, как считают многие, по моим ощущениям, на измену ее толкнула настоящая любовь к молодому рабу, – считает Мария Стрельченко. – Но и своего мужа Шахияра она тоже по-своему любит, но это, скорее, уже не страсть, а уважение.
Второй балет – «Дон Кихот» – это тоже история любви. Кстати, персонаж, именем которого назван спектакль, как и в первой постановке, также по сути не является ее главным действующим лицом. Но если в «Шахеразаде» рассказчица даже не появляется на сцене, то в прологе «Дон Кихота» мы видим встречу рыцаря печального образа (Василий Степанов) с его верным оруженосцем Санчо Панса (Юрий Муриханов, Сергей Тоцкий). Основное же действие спектакля закручено на стремлении двух молодых людей – дочери трактирщика Китри (Татьяна Горохова) и молодого цирюльника Базиля (Дмитрий Михеев) – воссоединиться. Быть вместе им мешает отец девушки, который хочет выдать ее за богача Гармаша (Роман Лукьянчук, Егор Кириленко). Но в этот момент в таверне появляется Дон Кихот, который вступается за влюбленных, и расчетливому отцу ничего не остается, как согласиться на их брак. Интересно, что Вячеславу Гордееву удалось, создавая авторскую редакцию, уложить три действия оригинальной постановки в 50 минут.
Зрителей ждут зажигательные танцы не только в исполнении Китри и Базиля, но и уличной танцовщицы (заслуженная артистка России Мария Стрельченко, Дина Михеева) и эспада (Юрий Щерботкин, Сергей Полухин). Кстати, Татьяна Горохова в этом спектакле делает 32 фуэте, которые являются золотым стандартом балетного мастерства.
– Спасибо губернатору Иркутской области Сергею Левченко, который обратился к народному артисту СССР Вячеславу Гордееву с идеей воссоздать в Иркутске классический балет, – отметил заслуженный артист России, заместитель художественного руководителя Московского государственного театра «Русский балет» Виктор Давыдов. – Когда мы создавали эти постановки, выяснилось, что здесь хороший театр, маленькая, но профессиональная труппа. Есть и Шахеразада – прекрасная Мария Стрельченко, и Китри для «Дон Кихота» – Татьяна Горохова.
Виктор Давыдов также сообщил, что в следующем году Вячеслав Гордеев поставит в Иркутском музыкальном театре балет «Жизель», а в 2020 году – балет «Ангара» на музыку Андрея Эшпая.