Сергей Сокол: Интересы людей не должны пострадать
Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол в ходе депутатских слушаний, темой которых стала готовность Иркутской области к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В обсуждении приняли участие депутаты областного парламента, руководители органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, представители надзорных органов, управляющих компаний в сфере ЖКХ, общественных организаций.
Открывая депутатские слушания, Сергей Сокол подчеркнул большое социальное значение перехода на новую систему обращения с ТКО, которая вступает в силу с 1 января 2019 года. Реформа коснется каждого жителя Иркутской области. Областной парламент держит ситуацию под постоянным контролем. Озабоченность депутатов вызывают вопросы, связанные с созданием инфраструктуры накопления отходов, их вывозом и утилизацией, формированием тарифов на оплату услуг региональных операторов.
– Вопросов много, и в поисках ответов на них мы должны руководствоваться основным принципом, – подчеркнул Сергей Сокол. – При переходе на новую систему интересы людей не должны пострадать. Основная нагрузка лежит на исполнительной власти региона, муниципальных образованиях, предприятиях, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. От их эффективного взаимодействия зависит конечный результат.
Цивилизованный подход
Вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров отметил масштабные задачи, которые стоят перед регионом в связи с «мусорной реформой». Прежде всего речь идет об использовании средств для сбора и утилизации отходов. В Иркутской области строятся новые мусорные полигоны в Черемховском и Нижнеудинском районах, проектируются аналогичные объекты в Баяндаевском, Слюдянском, Эхирит-Булагатском районах. Разрабатывается проект мусороперерабатывающего завода на 200 тысяч тонн в Ангарском городском округе, ведутся проектно-изыскательские работы по созданию мусоросортировочной станции в Ольхонском районе.
– Реализация этих проектов позволит региону выйти на цивилизованный путь обращения с отходами, существенно снизит вред, наносимый природе, – отметил Кузьма Алдаров. – Сегодня мы делаем первые шаги на этом пути. Они связаны с созданием на территории муниципальных образований площадок для сбора и хранения отходов. Это входит в сферу полномочий муниципальных образований, руководители которых должны максимально ответственно отнестись к делу.
Как показало дальнейшее обсуждение, создание инфраструктуры вызывает большие трудности на местах. В отдаленных поселениях сложно организовать вывоз отходов по причине низкой транспортной доступности населенных пунктов. Плотная застройка территорий некоторых поселков и садоводств мешает размещению контейнеров для сбора мусора. Серьезной проблемой остается порядок субсидирования из областного бюджета реализации мероприятий по созданию и содержанию мест накопления отходов.
Средства утилизации
Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роман Габов высказал предложение о плавном переходе на новую систему обращения с отходами. Это позволит снизить социальную напряженность, которую может вызвать новый порядок сбора и утилизации мусора. Все муниципальные образования находятся в разных условиях. Для того чтобы местные власти сумели правильно организовать работу, а население приспособилось к новым правилам, потребуется определенное время.
– Мы должны внимательно отнестись к выполнению всех мероприятий, связанных с реформой, – отметил Роман Габов. – Наш комитет был и остается площадкой для обсуждения всех вопросов с представителями исполнительной власти и органов местного самоуправления.
По мнению участников депутатских слушаний, среди вопросов, которые нуждаются в постоянном участии депутатского корпуса, ведущее место занимает ликвидация несанкционированных свалок. По результатам проведенных контрольных мероприятий на территории области выявлено около 1000 мест незаконного хранения ТКО. Они образуются в результате низкой экологической культуры населения, невозможности вывоза мусора на полигоны. На ликвидацию свалок в областном бюджете предусмотрены средства, которых, по мнению депутатов, недостаточно. Необходимо увеличить эту статью расходов.
Кроме того, новой схемой обращения с ТКО предусмотрено размещение в муниципальных образованиях установок для термической утилизации мусора. Это касается удаленных территорий, для которых характерно отсутствие постоянной транспортной доступности. Важно проследить, чтобы все намеченное было реализовано в интересах населения, без ущерба для окружающей среды.
На что тратить деньги
Вице-спикер ЗС Ольга Носенко обратила внимание участников слушаний на эффективность использования платежей, которые будут взиматься с населения за сбор и последующую утилизацию отходов. Люди должны хорошо понимать, на что расходуются средства, как повышение тарифов сказывается на решении экологических и социальных проблем.
– Нельзя допустить, чтобы при увеличении расходов населения на оплату услуг предприятий ЖКХ все осталось по-прежнему, – подчеркнула Ольга Носенко. – Люди должны ощутить качественные изменения в технологии переработки отходов, их превращения в полезные продукты.
Вице-спикер отметила, что необходимо приложить усилия для повышения общей экологической культуры населения. Это облегчит внедрение принципа раздельного сбора отходов в зависимости от степени их экологической опасности. Очень важно своевременно наладить контроль над действиями операторов по обращению с ТКО, не затягивать процесс сооружения современных комплексов переработки мусора на территории Иркутской области.
Депутат Сергей Бренюк поддержал коллегу и заявил, что понимание населением целей и задач реформы является лучшей гарантией от возникновения социальной напряженности. «Необходимо сопровождать рост тарифов серьезными и качественными изменениями в организации сбора и утилизации отходов. Чтобы не думали, что кто-то обогащается за счет населения», – сказал депутат. Что касается инвестиций в развитие индустрии переработки мусора, то в этом не обойтись без поддержки государства. Существует немало способов создания благоприятных условий для развития тех или иных направлений производства. Они должны быть использованы для коренного изменения ситуации с утилизацией ТКО как в стране, так и в отдельных российских регионах.
Под контроль депутатов
В ходе слушаний было высказано немало предложений, реализация которых, по мнению депутатов, будет способствовать внедрению новых требований в практику обращения с отходами на территории региона. Они касаются формирования тарифов на услуги операторов, создания инфраструктуры по сбору и вывозу мусора с территорий, организации поддержки со стороны исполнительной власти муниципальных образований в исполнении их полномочий.
По мнению депутатов, необходимо обеспечить льготные условия для приобретения в лизинг оборудования для обращения с ТКО лицензированным перевозчикам и управляющим компаниям. На максимально удаленных территориях надо проектировать строительство полигонов для твердых коммунальных отходов в первоочередном порядке. Создание муниципальной инфраструктуры будет идти более быстрыми темпами, если для этого использовать средства, предусмотренные на реализацию проектов «Народные инициативы», благоустройство населенных пунктов из внебюджетных источников.
Завершая депутатские слушания, Сергей Сокол еще раз отметил большое социальное значение всех вопросов, которые были подняты участниками дискуссии. На многие из них еще предстоит найти исчерпывающие ответы. С этой целью Законодательное Собрание берет под контроль реализацию мероприятий, связанных с переходом на новую схему обращения с ТКО, расходование средств, привлеченных от населения в качестве оплаты тарифов.
– Проблема утилизации твердых коммунальных отходов остается актуальной во всей стране. При этом очевидно, что новая система обращения с отходами – это цивилизованный подход к проблеме мусора, который позволит решить многие экологические вопросы. Но введение новой системы должно быть предельно ясно, понятно и открыто. Должны быть минимизированы неудобства для людей, – подчеркнул Сергей Сокол.