Жизнь под парусами
Что общего между гидроэнергетикой и парусным спортом? Инженер Павел Иванов с Усть-Илимской ГЭС не только связал свою профессиональную судьбу. Бьеф водохранилища помог ему воплотить мечту – жить под парусами. Павел с детства увлекается парусным спортом.
– Что повлияло на выбор профессии?
– Мой отец гидростроитель и в 1972 году приехал в Усть-Илимск на строительство ГЭС. Он руководил арматурным участком, на котором готовились элементы армирования плотины и сооружений гидроэлектростанции. После школы я работал учеником слесаря на том же участке и по рекомендации руководителей после службы на флоте перевелся на Усть-Илимский участок треста «СпецГидроЭнергоМонтаж», который в ту пору занимался ремонтом гидроагрегатов. Параллельно с работой я учился, получил два высших образования – как механик и как экономист – после чего меня пригласили работать в управление Усть-Илимской ГЭС в отдел капитального строительства.
– В чем специфика вашей работы?
– Обеспечиваем надежность станции, проводим модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение оборудования.
– Когда увлеклись парусным спортом?
– На базе Усть-Илимского яхт-клуба был организован летний лагерь, где я проводил практически все каникулы. Ключевой фигурой в становлении парусного спорта таежного города был Вячеслав Оскаров. Ему удалось вокруг себя собрать единомышленников, организовать и развить детскую секцию парусного спорта, подготовить многих чемпионов. Сейчас Оскаров на заслуженном отдыхе, но продолжает активно заниматься яхтингом в Новосибирске.
– Где постигали первые азы вождения? На каких суднах проходили обучение?
– Обучение детей, как правило, начинается на яхтах класса «Оптимист». Это специально созданный для обучения детей 7–14 лет одноместный стеклопластиковый швертбот без киля, но с выдвижным швертом. Следующая ступень – двухместный «Кадет». На этом этапе ребенок учится работать в команде.
– А теория, которую вы наверняка зазубрили, потом пригодилась на практике?
– Самый главный навык, которому учит парусный спорт, это умение полагаться только на свои силы. От того, как ты подготовишь материальную часть и насколько ты силен морально, зависит успех любого мероприятия. Неважно, сколько раз придется падать в воду, в конечном итоге ты поставишь лодку на ровный киль и дойдешь до цели.
– Сложные ситуации на воде наверняка случались. Можете пару историй рассказать, как выкручивались.
– Сложные ситуации на воде случаются постоянно, но выкручиваться не приходится. В основе безопасности на воде всегда безупречная подготовка лодки, выучка команды и опыт капитана. Не помню точно, у какого-то именитого яхтсмена спросили, а что делает (как выкручивается) яхтенный капитан в суровый шторм? На что тот ответил, что в шторм хороший капитан попивает напитки в портовом кабаке, а не рискует жизнью экипажа.
– Есть ли у вас свои приметы, суеверия, что нельзя делать на судне, чтобы плохого не случилось?
– Моряки люди суеверные, можно сказать, почти у каждого экипажа свои приметы. На мой взгляд, чтобы ничего плохого не случилось, прежде всего на судне должен быть порядок, все на своих местах и в чистоте.
– Семья разделяет ваше увлечение?
– Я стараюсь привлечь к занятиям парусным спортом своих сыновей, для них и восстановил детские яхты. Получается выходить на воду, но крайне нерегулярно.
– А что именно вам удалось восстановить? Сами все делали или кто-то помогал?
– Началось все с восстановления крейсерской яхты «Ангара», на которой сейчас ходим. Потом я для своих детей восстановил корпус и вооружение «Кадета», а после и «Луча». Затраты, конечно, существенные, но какое это имеет значение, когда речь идет об образе жизни.
– Сегодня ходите под парусом только в Усть-Илимском водохранилище? Или еще где-нибудь бороздите водные просторы?
– На своей лодке мы границ нашего водохранилища не покидаем, просто нет смысла, а чтобы заняться парусным спортом, к примеру, на Байкале или Средиземном море, есть специализированные сервисы, где за плату предоставят хорошую лодку.
– Принимали ли вы участие в каких-либо соревнованиях по парусному спорту?
– Раньше по области был очень развит парусный спорт. Команды из Усть-Илимска, Братска, Иркутска постоянно соревновались между собой, регулярно организовывались гонки. Из знаковых соревнований, проводившихся в Усть-Илимске, наверное, самые интересные были ежегодные гонки «Золотой лист», которые проводились в августе-сентябре. Сейчас, я знаю, в Братске энтузиасты проводят соревнования между яхтами Братского флота, приглашают для участия в экипажах Усть-Илимских яхтсменов. У меня, к сожалению, пока не было возможности поучаствовать в этих гонках, а на местном уровне мы ничего не проводим, так, междусобойчики по выходным.
– Свою школу не хотите в Усть-Илимске открыть, чтобы обучать подрастающее поколение парусному спорту?
– Чтобы работать с детьми, необходимо владеть определенными знаниями. Даже просто быть наставником у ребенка – это очень большая ответственность. Поэтому ограничиваю себя своими сыновьями. С другой стороны – для восстановления материально-технической базы яхт-клуба, которая была в советское время, необходимы очень серьезные финансовые затраты на постоянной основе, и это под силу только крупным предприятиям.
– Чей подвиг путешественника в детстве мечтали повторить? Может, до сих пор мечтаете?
– Подвиги надо совершать ради чего-то великого, а повторить чье-то достижение – это просто цель. Я же предпочитаю жить собственной жизнью, а не копировать чужие. Мечта у меня всегда была одна – стать военным летчиком, но, видимо, так и останется мечтой.