От свалок до полной переработки
В январе 2019 года в Иркутской области начинается мусорная реформа. Региональные операторы определены, тариф установлен. Впереди нас ждет раздельный сбор мусора, сортировка, практически полная переработка – в этом смысл новой системы обращения с отходами. И к ней мы должны полностью перейти к 2030 году, рассказал в интервью министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков.
– Уже не раз говорилось, что Иркутская область готова к переходу на новую систему обращения с отходами, но в муниципалитетах по-прежнему возникает масса вопросов.
– В целом область к реформе готова. Есть отдельные поселения, где никогда не осуществлялся вывоз отходов. Мы запросили у глав районов эту информацию. Учета отходов в стране вообще никогда не велось. Навести порядок одномоментно очень сложно.
– Полномочия у муниципалитетов по содержанию контейнерных площадок возникают с 1 января. Не раз можно было слышать, что территориям требуются средства на приобретение контейнеров и прочие расходы. Каков предварительный расчет потребностей?
– По предварительным данным порядка 780–800 млн рублей требуется на субсидию для муниципальных образований. Средства пойдут на приобретение контейнеров, устройство контейнерных площадок, площадок временного хранения до 11 месяцев. Так называемые временные полигоны санкционированные. Это только то, что схемой предусмотрено.
Мы специально собрали мэров на селекторное совещание перед новогодними праздниками, чтобы сверить часы. В первую очередь требуется, чтобы мэры взяли под личный контроль переход на новую систему, решили вопросы между региональным оператором и перевозчиками.
– Губернатором Иркутской области было направлено обращение в правительство РФ с рядом предложений. Как региону удалось повлиять на законодательство в этой сфере?
– Да, сейчас принят ряд решений, которые нам помогли. Это в том числе изменения в 89 ФЗ. Они позволят нам возить отходы на те объекты инфраструктуры, которые есть сейчас в населенных пунктах, чтобы избежать захламления территории. Благодаря обращению губернатора у нас есть поручение президента, которое связано с отменой НДС для перевозчиков ТКО. Это позволит снизить тот тариф, который у нас сейчас принят, на 20%, что в итоге уменьшит плату для населения. Кроме того, заморожена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
2019 год станет не только годом строительства объектов для мусорной реформы, но и годом аналитики.
– Чего коснется анализ?
–Мы будем анализировать все, что сейчас происходит. В том числе будут пересматриваться нормативы образования отходов, а также ряд тарифных решений. Принятая нами схема – не эталон, а рабочий документ, в который будут вноситься изменения по мере необходимости.
По области мы будем строить только сортировочные станции, а возить планируем все на мусороперерабатывающий завод под Ангарском, который сейчас проектируется. Целесообразности строительства мелких заводов в разных населенных пунктах просто нет.
Я не сторонник того, чтобы строить полигоны. Мы их строим, потому что мусор размещать негде. В целом же к 2030 году размещать где-либо отходы мы не должны. Или должны, но самую малую часть. На первое место выйдет переработка отходов, вплоть до изготовления продукции.
– Далеко не во всех муниципалитетах заключены договоры с региональным оператором. Как этот вопрос решается?
– Тарифное решение было принято 14 декабря. Сейчас региональными операторами вся информация размещена на сайтах, там есть договоры публичной оферты, они заключаются автоматически. Сейчас законодательство очень жестко будет относиться к тем, кто не вывозит отходы.
– Ряд регионов, сомневаясь в своей готовности работать в новых условиях, попросил у правительства отсрочки, собираясь вступить в реформу чуть позже. Почему Иркутская область решила не откладывать старт мусорной реформы?
– Реформу уже отсрочили до 1 января 2019 года. Многие регионы при этом на каком уровне подготовки были, на таком и остались. Любая отсрочка – это лишь отсрочка. Лучше начать работать, а там уже смотреть и вносить корректировки.