Рабочий прогноз
На итоговой пресс-конференции президент Владимир Путин озвучил то, что россияне, кажется, осознали чуть раньше официального подтверждения со стороны главы государства: санкции с нашей страны не снимут. Не то чтобы никогда, но еще долго. И дело не во французских сырах и бельгийских яблоках – худо-бедно импортозамещение в продовольственной сфере налажено. Вопрос: что делать бизнесу? Порвать шенгенскую визу (если она была) и смотреть на Восток? Переориентироваться на внутренний рынок? Перестать в принципе надеяться на внешнего инвестора, уповая на 300 млрд докапитализации для ВЭБа?
Об итогах года и перспективах ближайшего будущего рассуждает генеральный директор Агентства инвестиционного развития Иркутской области Яна Шевченко.
– Яна Алексеевна, расскажите: как жить, куда бежать?
– К нам в агентство, разумеется.
– Мы со всей серьезностью, а вы шутите…
– Вовсе не шучу. Санкции – это все-таки больше про политику. Мы же занимаемся реальным экономическим сотрудничеством, и с европейскими странами тоже. Например, на минувшей неделе организовали своего рода консультационный интенсив, пригласили основателя польской компании Ewa-Bis (экспортирует фрукты, овощи и продукты их переработки в 50 стран мира) Марека Мазеца в качестве эксперта, который оценивал проекты в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства, давал советы руководителям предприятий по дальнейшему развитию, в том числе в контексте выхода на европейские рынки. Кстати, Александру Дееву (бренд «Дикая Сибирь») наш гость предложил переехать и работать на него – настолько был впечатлен скоростью и качеством реализации его проекта. Но Саша, как патриот нашей местами дикой, но такой родной Сибири, отказался (улыбается, – прим. ред.)
Еще из хороших новостей с европейского направления: мы, агентство, подписали меморандум с французской компанией ORPEA, лидером в создании и управлении медицинскими реабилитационными центрами. На текущий момент в России они работают только со Сколково, и мы приложим все усилия, чтобы следующая точка входа для ORPEA была в нашем регионе.
– Так, получается, европейский рынок для нас открыт?
– В той же мере, что и азиатский. Другое дело, что открытость не означает автоматическую доступность. Поэтому нужно рассказывать о себе, то есть о нашем регионе, наших предприятиях и проектах. Подчас мы сами не знаем, какие у нас работают крутые компании, или не подозреваем, насколько вообще они крупные и мощные даже на уровне всей страны. Скажем, все знают бренд «Фармасинтез», но далеко не все в курсе, насколько высоко его оценивают в отрасли: буквально на днях стало известно, что этот производитель вошел в число лидеров ежегодного Национального фармацевтического рейтинга. Наравне с такими отечественными и зарубежными гигантами, как «Биокад», Sanofi и Bayer. Другой пример: иркутская компания ITSumma разработала программное обеспечение для проекта «Умный щит» – комплексной системы управления предприятием. Система уже установлена в части супермаркетов федеральной сети «Пятерочка» и контролирует буквально все – от уровня влажности и температуры в торговых залах до расхода электроэнергии и регулярности поставок товаров. И таких примеров – десятки, десятки! Повторюсь: нужно о них рассказывать миру!
– Но вы рассказываете о проектах, которые уже успешно реализуются. А как быть, если есть идея и какие-то наработки, но, например, не хватает средств для старта?
– Я вам скажу больше: чтобы искать эти средства, нужно тоже подготовиться. Обращения в агентство за этот год исчисляются сотнями: нам пишут, к нам приходят и спрашивают, где взять деньги? А мы спрашиваем в ответ: где ваш проект? У части инициаторов даже и проекта нет, есть идея. Чтобы претендовать на внимание инвестора, нужно ее превратить в проект, как говорится, доупаковать. В этом мы инициаторам и помогаем в рабочем режиме. А еще во второй половине января мы совместно с АО «ТВЭЛ» (топливная компания ГК «Росатом») организуем обучающий интенсив и питчинг проектов для отбора заявок на обучение в акселераторе АО «ТВЭЛ». Проекты, прошедшие отбор по итогам питч-сессии, получат возможность пройти акселерационный цикл, в рамках которого команды будут прокачивать свои предпринимательские и управленческие навыки, а также смогут получить финансирование для изготовления макета/прототипа. То есть работа идет по самым разным направлениям, но цель одна – помочь инициаторам проектов найти инвестора, институционального или частного. Или воспользоваться мерами поддержки, которые предлагают наши институты развития.
– Кстати, об институтах развития: ВЭБ, который теперь называется ВЭБ.рф, получит 300 миллиардов докапитализации. Проекты из Иркутской области могут претендовать на эти деньги?
– Эта докапитализация будет не единовременной, а поэтапной, по мере необходимости. Проекты из Иркутской области не только могут претендовать на федеральное финансирование, но и делают это – мы активно работаем с ВЭБом, ведь начальник Управления сопровождения проектов нашего агентства Мария Нуйкина – сертифицированный региональный менеджер ВЭБа. Сами понимаете, что когда речь идет о миллиардах, решение принимается не за один день и даже не за один месяц. Но ВЭБ.рф достаточно активно изменяется, появляются новые направления, в том числе связанные с инфраструктурой. Уверена, несколько проектов нашего региона войдут в портфель ВЭБа.
– И в заключение: каким, по вашему мнению, будет следующий год для нашей экономики?
– На нее влияет так много факторов, что прогнозы – дело неблагодарное. Так что, позвольте, я ограничусь прогнозом касательно агентства: для нас следующий год будет таким же насыщенным, как и уходящий. Потому что можно часы проводить над аналитическими статьями, но без сопутствующей реальной работы по привлечению инвесторов, по продвижению наших предприятий и региона в целом экспертные выкладки так и останутся цифрами на бумаге. Вот такой мой прогноз: будет работа – будут и результаты!