Рекордная пресс-коференция
Большая пресс-конференция Владимира Путина, которая прошла 20 декабря в Москве, признана самой многочисленной по количеству представителей СМИ. На нее было аккредитовано 1702 журналиста! Длилась она три часа 43 минуты, за это время президент успел ответить на 66 вопросов от 53 журналистов. Путем простых математических действий выясняем, что задать свой вопрос посчастливилось только каждому 25-му журналисту в зале. На деле же счастливчиков было куда меньше: далеко не по одному вопросу задавали журналисты, да и часть участников пресс-конференции и вовсе не были СМИ.
Все средства хороши
Еще до пресс-конференции журналисты начали записывать интервью с ее колоритными участниками. Внимание многих телеканалов привлекла дама из волгоградского интернет-издания, нарядившаяся в костюм Снегурочки. Вопрос же, который она собиралась задать, был далек от темы новогоднего волшебства – журналистка хотела рассказать о монополии на рынке ритуальных услуг в ее регионе.
Многие представители СМИ пришли в национальных костюмах, кто-то нарядился в желтые жилеты, возможно, готовя вопрос про бензиновые цены. Ряженых охрана в зал пропускала, но от негабаритных предметов гардероба все же просила воздержаться. Так, одной представительнице СМИ рекомендовали снять хоккейный шлем.
Уже давно большая пресс-конференция Владимира Путина мало напоминает обычную, где для того, чтобы задать вопрос, достаточно поднять руку. Журналисты на нее заранее готовят плакаты, и если ранее их никто не ограничивал в размерах, то нынче Кремль попросил изготавливать транспаранты не больше формата А3.
Зато по содержанию наглядных материалов никаких ограничений озвучено не было. И здесь каждый творил, что хотел. Плакаты с названием городов и изданий уже давно не актуальны, на них президент не обращает внимания. В этом году он заметил надписи «Путин +лыжи =» или, к примеру, «Как здоровье?» Вопрос этот, как позже призналась уральская журналистка, которая его подняла, она написала губной помадой прямо во время пресс-конференции на обороте заготовленного ранее плаката, который на протяжении двух часов не замечался спикером.
Самые свежие цифры от президента
В Кремле отметили, что подготовкой к пресс-конференции Владимир Путин занимался все неделю, освежая справочные материалы, «работая с ведомствами». По словам главы государства, за десять месяцев текущего года ВВП вырос на 1,7%. Среди положительных изменений – повышение потребительского спроса, фиксация незначительного, но все-таки положительного тренда роста реальных доходов населения. По последним данным, он составит 0,5%.
– Надеюсь, что эта тенденция сохранится, поскольку растет реальный уровень заработной платы. За первые десять месяцев текущего года это 7,4%, а по итогам года ожидается где-то около семи. Отрадно, что сокращается безработица. Если в прошлом году она побила исторический минимум – была 5,2%, в этом году будет еще ниже – 4,8%.
Особо глава государства остановился на цифре, отражающей увеличение продолжительности жизни населения. В 2017 году она составляла 72,7 года, в 2018-м будет 72,9 года.
На повестке в этом году оказались ожидаемо вопросы экономики, международной обстановки, региональных проблем. На несколько провокационный вопрос об эффективности нацпроектов Владимир Путин ответил как всегда – просто и доходчиво.
– Нам нужен прорыв. Нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Нужно концентрировать имеющиеся ресурсы, найти их и сконцентрировать на важнейших направлениях развития, – ответил президент. – Только по нацпроектам запланировано потратить 20,8 триллиона рублей, еще 6,5 триллиона – отдельный план по развитию инфраструктуры. Естественно, их нужно сконцентрировать в каких-то прорывных документах. И можно как угодно назвать эти планы развития, мы их назвали «национальные проекты». Во всяком случае, это ясно поставленные цели.
В очередной раз Владимир Путин дал пояснения по поводу пенсионной реформы, отметив, что на повышение пенсионного возраста стране все равно бы пришлось пойти сейчас или пять-семь лет спустя, но сейчас мы это делаем плавно, с переходным периодом, а через пять лет это придется делать резко.
Один из вопросов касался очень актуальной сейчас для всей страны темы – сортировки и утилизации мусора. Журналистка из Челябинска посетовала на отсутствие инфраструктуры для переработки мусора, спросила, почему нельзя использовать мировой опыт для решения проблемы?
– Десятилетиями с советских времен сбрасывали мусор в ямы, если образно сказать. Никто никогда не занимался никакой переработкой, у нас, по-моему, 70 миллионов тонн мусора ежегодно продуцируется, и девать его некуда, – ответил президент. – Нам нужно решить несколько ключевых и первоочередных задач: нужно ликвидировать незаконные свалки, выстроить целую индустрию переработки. Надо, чтобы и мировой опыт был использован у нас в его лучших вариантах.
Отвечая на вопрос про повышение цены на бензин, Владимир Путин успокоил: в следующем году правительство не допустит скачков роста цен на нефтепродукты. Возможно, только незначительная корректировка, связанная с ростом НДС.
На пресс-конференцию попали не журналисты
Нынешняя пресс-конференция в какой-то момент могла превратиться в митинг. Корреспонденты, понимая, что время уходит, вставали с мест даже во время ответа Владимира Путина и пытались привлечь его внимание приготовленными плакатами. Угомонить корреспондентов пытался пресс-секретарь президента, и даже сам глава государства, увидев, что процесс становится мало контролируемым.
– Если мы хотим продолжить, то давайте не будем превращать нашу конференцию в митинг, несанкционированный, – подметил лидер страны.
Уже позже Дмитрий Песков, анализируя поведение в зале и круг заданных вопросов, признался, что на пресс-конференцию президента порой попадают вовсе не журналисты, а люди из народа, рассказывают о своих личных проблемах, отнимая таким образом время у профессиональных журналистов. Более того, часть жалоб граждан после проверки оказались откровенной клеветой. Таким образом, смешались форматы пресс-конференции и «Прямой линии» с президентом. На одной из предыдущих пресс-конференций руководитель мурманского рыбокомбината попал в зал, представившись корреспондентом издательства «Потребитель», на этот раз журналистка рязанской газеты вдруг начала рассказывать личную историю с коррупцией в сфере недвижимости и травлей ее семьи, которая развернулась в Санкт-Петербурге. В Кремле признались, что пока не знают, как оградить пресс-конференцию от не журналистов, но обещают заняться анализом этой ситуации.