Свежо питание: почему фастфуды стали вдвое популярнее
Россияне в 2018 году стали вдвое чаще посещать заведения быстрого питания. Средний чек любителей фастфуда за год почти не изменился и составил 314 рублей. Об этом сказано в исследовании сервиса «Яндекс.Деньги». Потребители выбирают фастфуд из-за относительно низких цен даже по сравнению с домашней едой, отмечают эксперты, причем быстрое питание предпочитает в основном молодежь. Об этом сообщает газета “Известия”.
Спрос на миллион
Интерес россиян к фастфуду за год вырос в два раза, при этом в ресторанах быстрого питания люди стали тратить меньше денег. О таком тренде сказано в исследовании аналитиков сервиса электронных платежей «Яндекс.Деньги». Это можно объяснить тем, что торговые точки регулярно проводят промоакции, предлагая скидки и кэшбэк.
Интерес к ресторанам и кафе быстрого питания в городах-миллионниках разный. По данным «Яндекс.Денег», сильнее всего он вырос в Воронеже, где количество платежей за год выросло в 2,5 раза. Также заметно чаще заказывать фастфуд стали в Уфе и Перми (в 2,2 раза) и Ростове-на-Дону (вдвое). В других городах-миллионниках количество платежей тоже выросло, правда, не так сильно – на 50–70%. А вот в Москве интерес к фастфуду, наоборот, снизился – в столичных ресторанах число платежей за год уменьшилось в 1,5 раза.
Средние чеки за фастфуд в городах-миллионниках также различаются. Больше всего в точках быстрого питания тратят жители Екатеринбурга – 381 рубль за один заказ. За год этот показатель вырос на 10%. На втором месте москвичи – 371 рубль, на третьем новосибирцы – 347 рублей. Самый маленький средний чек за фастфуд у жителей Воронежа – 223 рубля, за год он снизился на 10%.
Общий оборот ресторанов быстрого питания в декабре вырос на 4%, а в целом заведений общепита – снизился на 5%. Это подсчитал оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД», который провел для «Известий» экспресс-обзор потребительского поведения в сегменте фастфуда в декабре 2018 года к декабрю 2017-го.
Причина – в цене
Потребительский спрос россиян снижается в первую очередь за счет уменьшения трат на рестораны. В этом случае граждане переориентируются на более демократичные по цене заведения общественного питания, то есть кафе с фастфудом, пояснил «Известиям» профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. Тенденция противоречит стремлению властей приобщить население к здоровому образу жизни и правильному питанию.
Фастфуд привлекает россиян еще и потому, что этот тип питания становится выгодным по сравнению с приготовлением еды дома.
– Затраты на пищевые товары и электроэнергию превышают аналогичные на фастфуд, – отметил эксперт.
В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что продовольственные товары за январь-ноябрь 2018 года подорожали на 2,9% (в 2017-м – 1,1%, в 2016-м – 4,6%), что ниже инфляции в целом за соответствующий период (3,4%). Наибольший рост цен наблюдался на сахар – за 11 месяцев он подорожал на 25,8%, мясопродукты – на 6,6%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 4%.
Рост количества покупок в заведениях быстрого питания связан со снижением потребления в заведениях среднего ценового сегмента, полагает аналитик консалтинговой компании для рестораторов Restcon Елена Перепелица.
– Граждане переориентируются на новые кафе с более удобной ценовой политикой, – отметила она. – Размер среднего чека при этом они не увеличивают, так как очень четко представляют себе, сколько могут тратить на питание вне дома в течение месяца.
С другой стороны, рост покупок в фастфуде связан с выходом на рынок нового поколения, которое уже привыкло к такому типу питания.
– Уже подросла молодежь, для которой привычно ходить по выходным в такие заведения. Если во времена СССР детей вели в кафе-мороженое, то теперь их водят в фастфуд, – пояснила эксперт.
Генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров также считает, что растущая популярность заведений быстрого питания определяется потребностями молодежи, которая придает большое значение скорости обслуживания и удобству оплаты.
Здоровье в минусе
Рестораны быстрого питания сегодня разные, и некоторые из них стараются предлагать и здоровую пищу. Но в большинстве случаев то, что сейчас представлено на рынке фастфуда, вредно для здоровья, сказала «Известиям» член Экспертного совета при правительстве Дарья Халтурина. Это касается не только России, но и мира в целом, говорит эксперт.
– Например, недавно вышло исследование США о том, что у частых потребителей картофеля фри смертность оказалось выше в 2,3 раза по сравнению с теми, кто его не употребляет. Причем это не относится к картофелю, который готовится в домашних условиях, – отметила Дарья Халтурина.
В заведениях быстрого питания подаются газированные напитки с большим содержанием сахара, употребление которых ведет к развитию ожирения – это тоже негативный аспект, добавила эксперт.
По словам Дарьи Халтуриной, необходимо, чтобы государство работало с производителями такой продукции, с ресторанами быстрого питания для того, чтобы они оздоравливали меню и применяли более полезные продукты.
Например, в некоторых штатах Америки ввели требование об указании в меню калорийности блюд. Некоторые российские сети также стали следовать этому примеру.
Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что россияне все еще не научились правильно и рационально питаться. Как следствие, число страдающих ожирением растет с каждым годом. Ведомство разрабатывает программу «Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ» как часть национального проекта «Демография».