Крепкое село ждет инвесторов
Харат – одно из старинных сел Эхирит-Булагатского района. Несмотря на то что ему сравнялось 315 лет, оно живет крепко. Жители построили храм всем селом, сохраняют народные традиции и учат детей прекрасному.
Добротное – вот первое впечатление от Харата. Красиво заснеженное село встречает приезжих березовыми дымками от печей и тишиной. Спокойно живут люди, неторопливо. Что ни дом – то крепкий, с большим огородом.
Здесь более 400 личных подсобных хозяйств. От советских времен сохранена соцструктура – школа, детский сад, дом культуры, почта. Участковая больница после реформ стала амбулаторией с дневным пребыванием. На ее фасаде установлен знак памяти сельскому врачу – мемориальная доска в честь трудовой доблести медика Клары Георгиевны Толстиковой, много лет сберегавшей здоровье земляков.
Необыкновенно талантливые дети в Харате. Здесь без преувеличения говорят, что многие выпускники, уезжая из родного села в город, имеют за плечами хорошее начальное музыкальное образование.
Возвращение храма
Село Харат (в переводе с бурятского «черный») предки основали, отвоевав место под солнцем у тайги. Согласно историческим летописям, начало селу положили пришлые с южных территорий Приангарья рыбаки и охотники.
– Первые поселенцы появились у нас в 1725 году. А захоронения на старом кладбище относятся к 1703 году, – рассказывает глава Харатского муниципального образования Сергей Толстиков.
Жили первопроходцы просто – избы освещали лучиной, керосиновые лампы жгли по большим праздникам. Одежду предки ткали сами себе из конопли и шерсти. Ткацкие станки до сих пор служат в селе музейными экспонатами. К слову, в местной школе сохранилось производственное обучение. И девочки, как их далекие прапрабабушки, обучаются азам ткачества и учатся шить одежду.
В 1817 году в Харате построили приходскую церковь во имя Михаила Архангела. В 30 годы прошлого столетия – время воинствующего атеизма – она была разрушена. Ее вновь построили несколько лет назад. Всем селом. Сперва установили поклонный крест и небольшую часовню. Лес предоставили жители села, имеющие свои лесоделяны. Так, руками прихожан и возвратился храм в село. Сегодня в нем проходят престольные праздники и богослужения. В день нашего приезда местные мужчины готовились установить на реке иордань для крещенских купаний.
Фермеры работают
В Харатском муниципальном образовании, куда входят две деревни – Верхний Кукут и Нижний Кукут – проживает свыше 1 тыс. человек. Мужчины работают на нефтяных вахтах и на лесозаготовках в Усть-Удинском районе.
От бывшего колхоза имени Ленина, пережившего развал и ликвидацию, ничего не осталось, кроме земли. Строился когда-то колхоз, занимался растениеводством, животноводством и был стопроцентно механизирован.
На этой базе созданы пять КФХ, но в госпрограммах пока не участвуют.
– Мы оформили 5 тысяч гектаров земли, продали нашим фермерам в собственность – работайте! – рассказывает глава Сергей Толстиков.
И фермеры работают. В КФХ Баянова в минувшую уборочную «взяли» 30 центнеров с гектара. Фермеры занимаются растениеводством, выращивают кормовые культуры, сено и фураж продают населению. На особом счету в муниципалитете КФХ Морозова, где держат овец, гусей, коров, свиней.
Молоко и мясо частные подворья сдают в закупочно-снабженческий потребительский кооператив «Сагаан Гол». Летом кооператив собирает в селе 60 тонн молока. Тем крестьяне и живут.
Из 417 домов 70 благоустроены на городской лад. Но даже и это не держит – уезжает молодежь из села. Хотя крошечный, но естественный прирост населения в Харате есть.
По проекту «Народные инициативы» в селе построили три водокачки, памятник землякам, погибшим на полях Великой Отечественной войны, три игровые площадки. Провели благоустройство и уличное освещение.
В прошлом году в Верхнем Кукуте впервые за последние десятилетия заасфальтировали первый километр дороги. Однако все еще остро стоит вопрос с ремонтом дороги Корсук – Харат.
– И мост через реку Мурин на подпорках стоит, – добавляет глава администрации.
Ремонт дороги и моста вроде бы обещан, но администрацию предупредили – до 2020 года нет средств на выполнение проектно-сметной документации по дороге.
Но это не единственная проблема муниципалитета. Здесь, как и повсеместно, в рамках мусорной реформы предстоит обустроить места для площадок складирования отходов. По нормативам муниципалитету необходимо пять площадок, а по факту – в три раза больше.
– В Верхнем Кукуте люди будут носить мусор за 2,5 км от дома. Я считаю, что для села нормативы по обустройству площадок должны быть другими, – поясняет Сергей Толстиков. – Пока же в Харате местом временного складирования ТКО служит бывшая силосная яма.
Несмотря на близость райцентра и города, инвесторы в Харат, как ни странно, не идут. Инвестор, взявший в Харате заправку и пекарню, сегодня не может вылезти из долгов.
– Посторонних инвесторов не приветствуем, – признается Сергей Толстиков. – Не хочется, чтобы они просто скупили землю и перепродали ее китайцам. Надо, чтобы свои пришли на землю работать, кому она дорога. Есть в МО тысяча гектаров пашен. Может, и пришли бы фермеры, но землю оформлять – длительный процесс, только через суд. Это многих сдерживает. Есть смысл упростить процедуру передачи и оформления земли.
В Харате проходит дорога на Байкал, что предполагает развитие туризма. На базе больницы, построенной при участии авиазавода в красивой березовой роще, по замыслу местной администрации, можно организовать санаторий.
В деревне Новониколаевске, богатой залежами огнеупорных глин, открылся класс по керамике. Здесь уже состоялись мастер-класс для учителей и воспитателей, на котором мастера из Иркутска учили местных педагогов работать с глиной. Такие же занятия могли бы проводиться и на базе бывшего социально-реабилитационного центра, который сегодня пустует в Харате.
Харатской школе, построенной в 1985 году, необходим капитальный ремонт. В здании требуется полностью заменить систему отопления, окна, отремонтировать фасад и кровлю. Проектно-сметная документация находится на экспертизе.
Муниципалитет нуждается и в строительстве школы-сада на 50 мест. В Верхнем Кукуте в декабре прошлого года сгорела школа. Детский сад, который посещают 15 детей, расположился в приспособленном здании. 16 детей учатся в здании методкабинета.
Воспитание культурой
Культура в Харате – на высоте. Местные жители поют, танцуют, а дети имеют возможность посмотреть в местном ДК мультфильмы.
– У нас работает восемь клубных объединений. Творческий коллектив «Брусничка», театральный кружок «И в шутку, и всерьез», детская студия «Дорогою добра», – перечисляет врио директора КДЦ Ольга Хмурова.
Дети и взрослые готовят спектакли к различным праздникам, радуя односельчан. Мужчины в театралы не идут, мужские роли исполняют женщины. Людмила Гронская, Маргарита Тюрина, Оксана Толстикова, Валентина Шабанова и другие считаются местными звездами. Костюмы и реквизит женщины готовят сами.
Недавно Ольга Хмурова и коллега Александра Витязева на музыкальном фестивале «Звездопад на Ольхоне» в номинации «Дуэт» взяли Гран-при.
– Запускаем кукольный театр, – делится планами Ольга. – Идея несколько лет назад родилась у худрука КДЦ Людмилы Макаровой. Уже есть 20 кукол, готовим постановку для детского сада.
В день нашего приезда в местном ДК царило затишье – ребята догуливали каникулы. Но в музыкальной школе шли занятия. Дети здесь учатся игре на чанзе и фортепиано, занимаются ритмикой и хоровым пением. В школе довольно богатый арсенал музыкальных инструментов, желающих обучиться тоже хватает. Единственная проблема – нехватка преподавателей по музыкальным направлениям.
Год от года интерес к бурятской чанзе, которую преподает концертмейстер Жаргалма Кириллова, растет. Ее дети не раз становились участниками и лауреатами престижных музыкальных конкурсов.
Мария Деркач – выпускница школы, преподает здесь фортепиано и сольфеджио.
– Играем с детьми классику – Моцарта, Баха. Современных композиторов, Александру Пахмутову, например, тоже играем, – рассказывает она.
Учащиеся ДШИ участвуют в межрайонных конкурсах, выездных концертах, а также радуют своими выступлениями земляков. С 1991 по 2018 годы более 60 детей села Харат, деревень Верхний Кукут и Корсук получили свидетельства об окончании музыкальной школы.
Кто-то из выпускников школы поступает в музыкальные училища, кто-то – в Бурятскую академию культуры. Одна из выпускниц Елена Тобокина сегодня работает в Московском Государственном цирке.
Родина начинается с детства
Есть чем похвастаться и детскому саду Харата. Помимо уютных групп, здесь есть музейный уголок, комната русского быта с экспозицией народного костюма. Все в детском саду сделано с любовью руками его воспитателей.
В музее хранятся предметы старины – сундуки, утюги, ухват, самовар – то, чем богаты были избы предков сто лет назад. Экспозиция интерактивная – все можно посмотреть и потрогать.
Есть в музее и уголок В.И. Ленина, где с помощью подобранных брошюр и фотографий детям рассказывают о вожде пролетариата и об истории страны.
– Приобщаем детей к народной культуре, традициям, творчеству. Много лет экспонаты собирали мы и родители. В комнате народного быта проводим фольклорные праздники, капустники, – рассказывает воспитатель Анастасия Волкова.
– В детском саду – 35 детей, три группы, – добавляет воспитатель Татьяна Макарова.
У нее трудовой стаж 45 лет, и все в одном детском саду. Сама она из Нижнего Новгорода, приехала в Сибирь по распределению.
– Можно было уехать в Ленинград, а я на Байкал посмотреть хотела. Полюбила Сибирь и осталась. Тут и парень харатский меня приглядел, – улыбается женщина.
Большой стаж работы и у повара Елены Макаренко. И уже ее бывшие воспитанницы, приходя в сад за своими детьми, просят у нее рецепт полюбившейся в детстве творожной запеканки. Жизнь в Харате продолжается…