Получен паспорт отходов БЦБК
Результаты исследований отходов в картах-накопителях Байкальского целлюлозно-бумажного комбината показали, что значительного уменьшения класса опасности отходов за последние годы не произошло. Об этом 16 января 2019 года сообщает пресс-служба компании «РГ-Экология» (холдинг АО «Росгеология»). Осенью 2018 года компания активно изучала состав и состояние отходов в картах-накопителях БЦБК, а 15 января был получен паспорт отходов. Шлам-лигнин внесён как новый вид отходов в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
По дополнительному соглашению, подписанному между министерством природных ресурсов и экологи Иркутской области и Росгеологией в 2018 году, Росгеология готовит новый проект ликвидации отходов, оставшихся после деятельности БЦБК. Для этого было начато дополнительное изучение состава и объемов отходов в картах-накопителях, так как даже в пределах одного бассейна наполнение неоднородное. Кроме того, было необходимо подтвердить класс опасности отходов и провести их паспортизацию.
Пробы жидких и твердых отходов из десяти карт-накопителей осенью были направлены для анализов в ЦЛАТИ по СФО (Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу). Директор ЦЛАТИ Елена Павлюкова сообщила: «Мы отбирали пробы и проводили анализ отходов по десяти картам. Лабораторные исследования показали, что шлам-лигнин в картах в основном IV класса опасности, V класса опасности отходов нет».
Представитель «РГ-Экологии» Геннадий Николаев рассказал: «Мы, конечно, несколько расстроены тем фактом, что значительного снижения класса опасности по естественным причинам не произошло. Можно было предположить, что за 50 лет хранения сама природа уменьшит ядовитость шлам-лигнина, золы. Но, может быть, проблема в том, что 40-50 лет назад, когда отходы загружались в карты, не производилась точная оценка их вредности по компонентам. И сегодня просто не с чем сравнивать».
Директор ЦЛАТИ по СФО Елена Павлюкова подтвердила, что у лаборатории не было такого совершенного оборудования и точных методов оценки, как сегодня.
«У нас не было такого лабораторного оснащения 20-30 лет назад, поэтому мы и не проводили таких исследований. Картами БЦБК мы начали заниматься в 2013 году вместе со Следственным комитетом. Мы тогда по всем картам отбирали шлам-лигнин по одной-две пробы. Сейчас же исследования проводились более серьезные: во-первых, брали пробы с разных глубин и на каждой карте. И показания, например, по токсичности, по металлам в отходах практически не поменялись с 2013 года».
По официальным данным, в карты-накопители БЦБК в течение 50 лет сбрасывалось 14 видов отходов, в том числе золошлаки от сжигания углей на ТЭЦ, шлам-лигнин, древесная кора, строительный и твердый бытовой мусор.