Светлана Юзвак: Мы боремся с условиями возникновения коррупции
Зачем контролируются доходы и расходы чиновников? Как избежать конфликта интересов? Какую роль в борьбе с коррупцией играет общественность? Об этом в интервью газете «Областная» рассказала начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата губернатора и правительства Иркутской области Светлана Юзвак.
– Светлана Борисовна, в конце прошлого года состоялось заседание комиссии по координации противодействия коррупции при губернаторе. Обсуждались результаты проверки сведений о доходах, расходах, имуществе мэра одного из крупных городов Иркутской области. Что послужило поводом?
– Поводом послужили нарушения, которые были обнаружены в материалах, представленных руководителем в ходе проверки. Установлено, что в справку о доходах он не включил прибыль, полученную от банковских вкладов, сообщил неполные сведения о доходах супруги, не указал свое участие в качестве соучредителя некоммерческой организации – фонда. Кроме того, проведенный анализ выявил личную заинтересованность мэра при исполнении им должностных обязанностей. Установлено, что администрацией заключен ряд муниципальных контрактов с фирмами, фактически подконтрольными главе муниципалитета. После всестороннего обсуждения члены комиссии признали, что перечисленные факты являются нарушениями требований федерального законодательства о противодействии коррупции.
– Какую роль в этом сыграло управление, которое вы возглавляете?
– Мы проводили проверку сведений, представленных мэром. Выполнение контрольных функций является одним из направлений работы нашего управления, действующего как самостоятельное структурное подразделение аппарата губернатора Иркутской области и правительства региона. Хочу подчеркнуть, что управление – не правоохранительный орган, занимающийся выявлением и раскрытием преступлений. Наши усилия направлены на предупреждение коррупции, устранение условий, при которых возникают коррупционные связи в органах госвласти. Основным средством для этого служит анализ сведений о доходах, расходах и имуществе, которые госслужащие предоставляют в ходе ежегодной декларационной кампании. По результатам анализа можно судить о наличии коррупционной составляющей. Например, если обнаруживается, что стоимость приобретенного имущества превышает совокупный доход лица за три предыдущих года, мы требуем доказательств законности происхождения средств. Представить такие доказательства удается не всегда. В ходе проверки может выясниться, что чиновник скрыл наличие денег на банковских счетах, не указал в декларации имущество, принадлежащее ближайшим родственникам, допустил другие нарушения. В зависимости от их тяжести может быть поставлен вопрос об утрате доверия к этому служащему.
– Распространяется ли сфера вашей деятельности на органы местного самоуправления?
– Да. По сравнению с аппаратом госуправления в деятельности местной власти коррупция присутствует в большей степени. Это проявляется при проведении закупочных процедур, распределении субсидий областного бюджета, поощрении за определенные достижения, при приеме на работу в органы муниципальной власти. В прошлом году нами проведено 14 проверок достоверности и полноты сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности. По результатам пяти из них направлены заявления о досрочном прекращении полномочий руководителей в думы муниципальных образований. В одном случае депутаты обратились в суд с целью обжаловать заявление губернатора, однако суд подтвердил правильность принятого решения.
– А доходы самих депутатов местного уровня контролируете?
– Да, они также обязаны представить соответствующие декларации. Понадобилось немало усилий, чтобы эта работа приняла четкий организационный характер. Для правильного оформления справок о доходах мы привлекли специалистов, которые имеют опыт работы с подобными документами, поступающими от госслужащих. Что касается самих депутатов, то многие из них не считали нужным обнародовать свои имущественные отношения. В одном случае дело дошло до скандала в семье депутата, супруга которого противилась выполнению требований закона. Для повышения уровня правосознания мы провели немало встреч и семинаров, на которых объяснили значение профилактических мер для предотвращения коррупционных нарушений.
– Как обычные граждане сообщают вам о фактах коррупции?
– Обращения граждан поступают на сайт правительства по электронной системе противодействия коррупции. Воспользоваться этим каналом передачи информации можно свободно, без малейшего опасения подвергнуться каким-либо преследованиям. Мы рассматриваем сигналы о коррупционных связях как проявление твердой гражданской позиции. Общественная активность вызвана также и тем, что действия местной власти носят более открытый характер. Трудно скрыть от земляков факт устройства на работу главой муниципалитета в подведомственное ему учреждение близкого родственника. У людей это вызывает вполне законное возмущение, а на правовом языке называется конфликтом интересов, при котором личная заинтересованность не позволяет лицу, обладающему властными полномочиями, беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
В ходе проверки может выясниться, что чиновник скрыл наличие денег на банковских счетах, не указал в декларации имущество, принадлежащее ближайшим родственникам, допустил другие нарушения. В зависимости от их тяжести может быть поставлен вопрос об утрате доверия к этому служащему.
– И в чем же это выражается?
– Ярким примером могут служить действия руководителя одного из муниципальных образований. От имени муниципалитета он заключил контракт на приобретение 26 многоквартирных домов с организацией, которую возглавляла его бывшая супруга, находившаяся с ним, как показала проверка, в близких отношениях. При этом были созданы условия, обеспечивающие предприятию максимальную выгоду от сделки. Аналогичным образом глава муниципалитета поступил при решении вопроса об использовании средств областного бюджета, предоставленных на ремонт водонапорных башен в объеме более 6 млн рублей. Выявленный конфликт интересов послужил основанием для губернатора области направить заявление в думу муниципального образования о досрочном прекращении полномочий руководителя. Отмечу, что это далеко не единственный случай, когда коррупционные действия стали причиной отставки от должности. В то же время наказание виновных – это, безусловно, необходимое, но далеко не единственное средство борьбы с злоупотреблением властью.
Не менее важно устранить причины, которые могут повлечь за собой проявление коррупции. Примером может служить сфера оказания ритуальных услуг. Проведенный анализ показал, что похоронные агентства заинтересованы в том, чтобы первыми получить информацию о наступлении печального события. Для этого они подкупают работников медицинских учреждений, которые передают им соответствующую информацию. Кроме того, возникновению коррупционных связей способствует размещение фирм, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских учреждениях. Это помогает им использовать эмоциональное состояние родственников умерших для получения собственной выгоды. Устранение таких условий является действенной мерой профилактики коррупционных связей.
– В конце прошлого года по инициативе управления президента РФ состоялся семинар, на котором деятельность комиссии по координации противодействия коррупции в Иркутской области была признана одной из самых эффективных. Что послужило основанием для такой оценки?
– Комиссия является постоянно действующим органом при губернаторе Иркутской области. В ее состав входят представители правоохранительных органов, управления антимонопольной службы, депутаты Заксобрания, общественных организаций. Сообща они решают задачи по взаимодействию органов власти, силовых структур, общественности для борьбы с коррупцией в регионе. Наше управление занимается обеспечением деятельности областной комиссии, и мы видим, с какой заинтересованностью и принципиальностью обсуждаются вопросы, включенные в повестку дня заседаний.
– Каким образом налажено взаимодействие комиссии с органами власти и управления?
– Для них решения комиссии являются обязательными для исполнения. Многое значит и заинтересованное отношение руководителей к профилактике коррупции. После рассмотрения на заседаниях комиссии положения дел в сфере оказания ритуальных услуг наше управление объединило усилия для наведения порядка в этой сфере с министерством здравоохранения Иркутской области. Совместно разработаны документы, устанавливающие порядок выявления и урегулирования конфликта интересов. На эффективность работы влияет принципиальная позиция и поддержка правоохранительных структур. Важнейшее значение имеет непосредственный контроль над реализацией мер по противодействию коррупции со стороны губернатора Сергея Левченко, под председательством которого проходят все заседания.
– Что в планах работы на этот год?
–Планируется рассмотреть вопросы, связанные с профилактикой коррупционных проявлений в лесном комплексе. Актуальным является вопрос о профилактике коррупции при распределении средств областного и федерального бюджетов, выделенных на развитие агропромышленного комплекса. Здесь надо принять меры для повышения прозрачности проведения таких конкурсов и исключения конфликта интересов. В целом работа коллегиального органа строится на основании требований национальной стратегии и плана противодействия коррупции в Иркутской области на 2018–2020 годы.