ЗС на защите интересов муниципалитетов Иркутской области
Вопросы о состоянии муниципальных бюджетов, а также о реализации перечня мероприятий проекта «Народные инициативы» обсудили на заседании Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований при Законодательном Собрании. Она вошли в повестку в соответствии с пожеланиями городов и районов как самые важные, рассказал председатель областного парламента Сергей Сокол.
Напомним, в заседании, прошедшем в форме видеоконференции, приняли участие представители 32 муниципальных образований. В качестве почетных гостей присутствовали председатели ЗС предыдущих созывов: Иван Зелент, Виктор Боровский, Виктор Круглов, Геннадий Истомин, Сергей Брилка. Всем им нынешний спикер парламента Сергей Сокол вручил благодарности ЗС.
Поддержка местных бюджетов
В 2018 году в местные бюджеты было направлено 18% всех налоговых и неналоговых доходов, которые поступают в консолидированный бюджет области. Кроме того, в областном бюджете предусматриваются межбюджетные трансферты, объем которых превысил 59 млрд рублей. Это почти 39% всех расходов областного бюджета.
Большая часть трансфертов – 33 млрд рублей – это субвенция на образование (заработная плата работникам школ и детских садов, а также учебные расходы). Еще почти 15 млрд рублей, включая федеральную составляющую, передаются муниципальным образованиям в качестве субсидий на софинансирование расходных обязательств и 8,9 млрд рублей – это средства на сбалансированность бюджетов. Следует также учесть, что, начиная с 2017 года, доля налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения, зачисляемых в местные бюджеты, увеличена до 30%.
Действует и система поощрений муниципалитетов за эффективное управление бюджетными средствами. Те муниципальные образования, которые не имеют задолженности по коммунальным платежам, увеличивают собственную доходную базу и сокращают административный аппарат, уже получили в 2018 году дополнительные финансовые средства, превышающие 300 млн рублей.
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Наталья Дикусарова рассказала, что в бюджете региона на предстоящий трехлетний период по настоянию депутатов сохранены важные направления финансирования: проведение ремонтов в учреждениях социальной инфраструктуры, приобретение музыкальных инструментов для школ искусств, спортинвентаря для спортивных школ, ремонты домов культуры. По мнению парламентария, необходимо усовершенствовать систему бюджетного выравнивания муниципальных образований.
Эффект народных инициатив
На заседании был также рассмотрен ход реализации проекта «Народные инициативы». Как подчеркнул Сергей Сокол, областной парламент возьмет на контроль все предложения по совершенствованию проекта. Напомним, за восемь лет на претворение в жизнь насущных потребностей муниципальных образований области, подсказанных самими жителями сельских и городских поселений, из областного бюджета было выделено порядка 4,5 млрд рублей. Это позволило осуществить около 14 тыс. мероприятий.
В 2018 году на реализацию проекта было перечислено 650 млн рублей. Почти половина этой суммы была потрачена на ремонт, приобретение мебели, оборудования и инвентаря в образовательные и культурные учреждения. На устройство освещения – 110 млн рублей, приобретение спецтехники, навесного оборудования, автотранспорта – 70 млн рублей, на ремонт автомобильных дорог – 64 млн рублей, приобретение детских и спортивных площадок – 25 млн рублей и др.
Несмотря на то что в прошлом году к реализации проекта приступили на три месяца раньше 2017 года, ряд муниципалитетов затянул с проведением конкурсных процедур, что привело к риску неисполнения ряда мероприятий. Кроме того, по его мнению, необходимо усилить общественный контроль за ходом реализации проектов.
Представители ряда муниципалитетов предложили расширить перечень мероприятий, разрешенных для включения в перечень народных инициатив. Как объяснила председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова, перечень проектов народных инициатив полностью исходит из полномочий органов местного самоуправления. В постановлении ЗС всегда есть небольшой список ограничений, куда нельзя потратить деньги.
– Но в этом году, услышав ваши предложения, мы пересмотрим этот список ограничений и максимально его сократим, – пообещала она.
Наталья Дикусарова напомнила собравшимся ряд пунктов постановления ЗС, своего рода депутатских наказов для областного правительства. Это в первую очередь ведение постоянного мониторинга финансового положения муниципальных образований. Как показывает практика, те сельские и городские поселения, которые, согласно рекомендациям, передали полномочия по исполнению своих бюджетов на районный уровень, не имеют средств на разработку проектно-сметной документации и тем самым лишены участия в областных государственных программах.
Еще одна тема, над которой в течение года работали депутаты, это заработная плата глав и сотрудников муниципальных образований. Несмотря на рекомендации депутатов, в ряде муниципалитетов она остается недопустимо низкой. В своем постановлении законодатели предложили областному правительству проиндексировать ее на 4%. Также на контроле депутатов остается дифференциация зарплат педагогов и вспомогательного персонала в образовательных учреждениях муниципальных образований и другие острые и актуальные проблемы социально-экономического развития региона.
Комфортная среда обитания
На заседании Совета был рассмотрен и ход исполнения приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Как сообщила председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, этот проект осуществляется на территории Иркутской области уже два года. В 2017 году в нем участвовало 15 муниципалитетов, и сумма затрат составила почти 780 млн рублей. В минувшем году число участников возросло до 160 муниципалитетов, а объем финансовых средств, выделенных на его реализацию, возрос почти вдвое.
Она обратила внимание на ряд моментов, которые тормозили в минувшем году исполнение муниципалитетами проекта. Это, во-первых, позднее распределение денежных средств, а во-вторых, внезапное сокращение этих средств, что потребовало корректировки уже готовых проектов.
– К тому же, – сказала она, – муниципальные образования первого уровня ограничивают себя в участии в данной программе. Происходит это потому, что подготовка проектно-сметной документации и ее экспертиза стоят очень серьезных финансовых средств, которыми не располагают местные бюджеты. В других регионах, как нам известно, созданы специальные проектные офисы, которые оказывают консультации маленьким территориям. Нам тоже надо пойти по этому пути.
По информации областного министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, в 2018 году удалось благоустроить более 200 дворовых территорий, 60 общественных территорий и 10 парков. В 2019 году на реализацию проекта из федерального бюджета будет выделено 1 млрд рублей и 250 млн рублей из областного бюджета. Ведется подготовка к созданию проектного офиса со штатом архитекторов, о котором говорила Наталья Дикусарова.
Опытом формирования комфортабельной среды обитания поделились руководители администраций ряда муниципальных образований. Как сообщил глава Уриковского муниципального образования Иркутского района Андрей Побережный, в прошлом году были благоустроены территории четырех многоквартирных домов: заасфальтированы дворы, проложены пешеходные дорожки, проведено освещение. Но главное достижение – благоустройство сквера в селе Урик, ставшее центром притяжения для местных жителей. Именно благоустройство общественного пространства, по мнению Андрея Побережного, способствует консолидации людей и сокращению оттока населения с сельских территорий.
Для быстрейшего начала работ по благоустройству в Тайшетском муниципальном образовании, как рассказал его мэр Александр Заика, было создано свое собственное проектное бюро. Оно уже подготовило на 2019 год проекты благоустройства дворовых и общественных территорий, которые прошли экспертизу.
– Все дело за деньгами. Как получим, так сразу и включимся в работу, – заверил он.
В проекте решения по данному вопросу Совет Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований рекомендовал областному правительству увеличить объем финансирования на реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды».
Завершая заседания Совета, Сергей Сокол сказал, что именно муниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным проблемам и заботам, и только при постоянном, неформальном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и важнейшая роль местного самоуправления – это роль связующего звена между гражданами и государственной властью. Поэтому именно знания и рекомендации представителей муниципальных органов власти были и остаются основой работы Законодательного Собрания третьего созыва.
Вместе с тем, по мнению Сергея Сокола, муниципалитеты должны стать в большей мере финансово самостоятельными, иметь дополнительные источники для исполнения своих полномочий.
– Помимо всего набора социальных вопросов – мы с вами их знаем, они нам понятны, и мы над ними работаем, нам надо сосредоточиться на экономике. Будем обязательно советоваться с вами, как лучше выстроить эту систему, как сбалансировать полномочия между областью и муниципалитетами, – пояснил спикер Законодательного Собрания.