Максим Авдеев: Конкуренция – условие эффективности
Более 30 млрд рублей составил объем контрактов, заключенных в 2018 году для обеспечения нужд заказчиков Иркутской области в товарах, работах и услугах. Бюджетные средства выделены на приобретение лекарственных препаратов и медицинского оборудования, продуктов питания для детских садов, ремонт школ и больниц, реконструкцию автомобильных дорог. При проведении закупок экономия составила более 2 млрд рублей. Как удалось достичь такого результата? Об этом в интервью газете «Областная» рассказал руководитель министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок региона Максим Авдеев.
– Это произошло за счет повышения уровня конкуренции среди претендентов на выполнение госконтрактов. В прошедшем году было проведено 19,5 тысячи торгов, в которых приняли участие более 55 тысяч заявителей. Тем самым конкуренция на процедурах, признанных состоявшимися, составила в среднем 4,4 участника на одну закупку. Это позволило в среднем на 12,9% снизить стоимость закупок от изначально заявленных максимальных цен.
– А за счет чего удалось повысить уровень конкуренции?
– Механизмы регулирования системы закупок постоянно совершенствуются. Повышается открытость и прозрачность информации о торгах, расширяется доступ к участию в процедурах представителей малого и среднего бизнеса. На эти цели направлены изменения в законодательстве о закупках, которые вступили в силу в 2018 году. Речь идет о подготовке к переходу всей контрактной системы, а также закупок госпредприятий у малого и среднего предпринимательства на электронные торги. Это потребовало обновления нормативной правовой базы, регулирующей сферу закупок на региональном уровне. Результаты работы во многом способствовали повышению прозрачности конкурентных процедур, устранению условий для возникновения коррупционных рисков.
– То есть рост конкуренции зависит в том числе от участия малого и среднего бизнеса в закупках?
– Безусловно. Интересы малого и среднего бизнеса требуют постоянного внимания. Кроме законодательно установленных преимуществ в закупках для таких участников рынка, нами разработан целый комплекс мер, которые реализуются по двум направлениям. С одной стороны, мы расширяем информационную базу о закупках, которой может воспользоваться деловое сообщество. С другой – ведем работу с заказчиками, стимулируя их к осуществлению закупок у предпринимателей. Например, мы наращиваем объем совместных закупок, проводимых специально среди представителей малого и среднего бизнеса. Это когда в одной закупочной процедуре объединяется потребность нескольких заказчиков в том или ином товаре. Надо отметить, что рынок хорошо отзывается на такую форму торгов. На совместных закупках и конкуренция выше, и показатель экономии. В результате сумма контрактов, заключенных с предпринимателями в 2018 году, возросла до 5 млрд рублей, а доля закупок составляет на сегодняшний день почти пятую часть от общего объема.
– Какие еще подходы к организации закупок помогли расширить число участников процедур?
– Позитивную роль сыграл отказ от требования к участнику предоставлять сведения о товарах, используемых при выполнении работ по капитальному или текущему ремонту на закупках со стоимостью до 15 млн рублей. Не секрет, что максимальное число отклонений заявителей от участия в аукционах на строительные работы как раз и происходило на основании так называемой ведомости материалов, составить которую из-за искусственных препятствий зачастую было просто невозможно. Снятие такого обременения существенно расширило доступ к госзаказу. Среднее количество участников на одну процедуру достигло 15, существенно снизилась и цена, за которую можно заказать работу.
– Не приводит ли это к ухудшению качества полученного результата?
– Если во время торгов цена снижается более чем на 25% от минимальной стоимости, это является основанием для того, чтобы потребовать от участника закупки документы, подтверждающие его добросовестность. За соблюдением этого правила следят организаторы закупки. Но надо иметь в виду, что обеспечение высокого качества – это компетенция заказчика. Результат выполнения работ зависит прежде всего от того, насколько грамотно сформулировано техническое задание, как налажен контроль над ходом работ, насколько высока требовательность при приемке. Законодательство предоставляет заказчикам широкие возможности для борьбы с бракоделами, и их надо использовать эффективно и в полной мере. Да и любой исполнитель дорожит своей репутацией и не заинтересован, чтобы в его адрес появились серьезные претензии. Это может обернуться как потерей денежных средств, являющихся обеспечением контракта, так и занесением в реестр недобросовестных подрядчиков, что надолго закрывает исполнителю доступ на рынок государственных закупок.
Законодательство предоставляет заказчикам широкие возможности для борьбы с бракоделами. Да и любой исполнитель дорожит своей репутацией и не заинтересован, чтобы в его адрес появились серьезные претензии. Это может обернуться как потерей денежных средств, так и занесением в реестр недобросовестных подрядчиков, что надолго закрывает исполнителю доступ на рынок госзакупок.
– А какое внимание уделялось муниципальным закупкам?
– Наши специалисты ведут постоянный мониторинг таких закупок. Он направлен на предотвращение ошибок, профилактику нарушений законодательства, предотвращение коррупционных рисков. Заработал механизм централизации муниципальных закупок. На уровень министерства переданы полномочия по определению поставщиков товаров и исполнителей работ в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, капитальном ремонте объектов с максимальной стоимостью контракта более 50 млн рублей, софинансируемых из областного бюджета.
– Изменения в правилах проведения закупок наверняка потребовали дополнительных усилий от заказчиков. Какую работу проводило министерство для повышения их профессионализма?
– Спрос на консультации ощущался большой, и мы постарались помочь заказчикам типовыми формами, инструкциями, методическими рекомендациями, информационными письмами. Впервые прошел региональный конкурс на право получения статуса «Профессионал закупок – 2018». Он вызвал большой интерес не только в нашей области, но и среди коллег из уполномоченных органов в сфере закупок из других регионов.
– Как оценивается эффективность закупок в Иркутской области на всероссийском уровне?
– По итогам рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России Иркутская область получила высшую оценку по таким показателям, как «Оценка информационной инфраструктуры региона», «Нормативная база региона», «Исполнение требований законодательства о закупках», «Исполнение контрактов». По показателю «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок» наш регион признан лидером и награжден дипломом общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».
– Какие еще задачи у вашего министерства?
– Мы проводим предварительные отборы с целью формирования реестра квалифицированных подрядчиков для последующего участия таких организаций в электронных аукционах на право выполнения капитального ремонта многоквартирных домов. Это очень важная работа, результаты которой напрямую сказываются на выполнении плановых показателей, обеспечении надлежащего качества работ. В 2018 году проведено 28 таких предварительных отборов, в результате чего в сводный реестр включены 192 подрядных организации. Практика показала, что среди претендентов на оказание этой услуги встречаются организации, преследующие собственнические интересы. Поставить заслон на их пути к участию в капитальном ремонте помогает строгий предварительный отбор. Он основан на определении соответствия подрядной организации требованиям, касающимся квалификации работников, опыта.
– В этом году мы перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Ваше министерство тоже принимало участие в решении этой проблемы?
– Мы занимались конкурсным отбором региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области. Качественное проведение процедур позволило избежать каких-либо конфликтов среди участников, своевременно приступить к работе по сбору, накоплению и утилизации отходов.
– Какие планы на 2019 год?
– Будет продолжена работа по корректировке нормативных правовых актов в сфере закупок. Это необходимо для приведения их в соответствие с изменяющимся законодательством. Важной задачей остается оказание методологической поддержки заказчикам, проведение мероприятий обучающего характера. Для представителей малого и среднего предпринимательства запланированы меры по укреплению контактов с крупнейшими заказчиками региона. Для проведения закупок малого объема в электронной форме планируется внедрить в регионе онлайн-сервис «SberB2B». Мы намерены развивать контакты с представителями других регионов, активно обмениваться накопленным опытом.