Молодой режиссер из Ангарска снимает фильмы «не для всех»
Ради кадра в четыре секунды…
Он оказался неожиданно молодым. Блондин с серьезными глазами, переживший какую-то личную драму, он охотно согласился на интервью, но неохотно рассказывал о себе. Влад Удинцев, самый молодой ангарский режиссер, со школьных лет снимает серьезные фильмы, вызывающие оторопь, – как он может так чувствовать, откуда знает, что такое боль? Он разносторонний – режиссер, продюсер, актер народного театра «Чудак» ДК «Нефтехимик». На конкурсе киноработ «Иркутск-Vision» профессионалы признали его замечательным сценаристом. Недавно состоялась премьера его нового фильма «Свечение». Мы говорим о кино, а получается – о смысле жизни.
Широкое признание Владислав получил в самом юном возрасте. Его фильм «Человек один», созданный совместно с Константином Черных, получил на международном фестивале диплом I степени.
– Это фильм о подростке, отчаявшемся, сбежавшем из дома, покончившим с собой. Но судьба дала ему второй шанс, – рассказывает Влад. – Жанр драмы мне всегда был интересен…
– Драма – это что-то личное?
– В какой-то степени да… Недавно мой новый фильм «Свечение» смогла посмотреть неширокая публика. Премьера состоялась в Ангарске. Кажется, Удинцев изобрел еще один жанр кино – сны. Весь фильм и бытие главного героя пронизаны ими. Главный герой – музыкант, живущий в своей придуманной реальности. В «Свечении» снимались ангарские актеры Дмитрий Зарубин и Андрей Краснов, которые уже пробовали свои силы в фильме «Ангарский привет из Америки» (автор сценария Родион Борисов).
Странствия по осознанным снам длиной в целые жизни изменили саму природу загадочного героя. Но однажды гость, привыкший считать себя хозяином в этом мире, встречает нечто новое. Нечто, что рвется стать реальным и живым. Один из своих собственных снов я тоже перенес на пленку, – признается автор фильма.
– Почему сны? Они проходят и забываются. Что насчет реальности?
– О реальности многое и многие сняли. Зачем повторяться? Я хочу делать то, что мне интересно…
– Как появилось кино в твоей жизни?
– В кино пришел из телестудии «Мост», что в гимназии № 8, в которой я учился. Сперва делал раскадровку, снимал, монтировал, сценарии писал. А потом уже не расставался с камерой. Я привык записывать интересные и умные мысли, цитаты, стихи. Снял три короткометражных фильма – «Вспышка», «Человек один» и «Собеседник», музыкальный клип «Пичалька», пробовал свои силы в рекламе. После гимназии поступал в московский Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, не поступил…
– С чего начинается работа над фильмом?
– С идеи.
– Твое кино, какое оно?
– Я больше снимаю фестивальное кино, не попсу. Это кино не для всех. Не то чтобы у меня особый киноязык. Мне близки элементы сюрреализма. Мне говорят: «Ты – клипмейкер». Но совсем уж в артхаус уходить не хочу. Пока не снял комедию.
– У тебя есть литературная основа, или ты снимаешь мазками, как Федерико Феллини? Увидел – мазок, еще раз посмотрел – еще мазок…
– Литературная основа обязательно есть. Я же сам пишу сценарии.
– Как относятся твои друзья и близкие к увлечению кино?
– Кто-то ждет новых работ, кто-то смотрит с опаской. Когда я работаю над картиной, то со стороны выгляжу одержимым. Если вы снимаете кино, жизнь вам не принадлежит. На самом деле, нет ничего романтичного в том, что в три часа ночи ты встаешь, собираешь реквизит, будишь актеров и едешь в глушь снимать какой-то эпизод. Порой на ночные съемки меня возила мама. Она спала за рулем, но ей так было проще – она знала, где я и что со мной…
Я работаю с командой единомышленников – художников, актеров. Этим все сказано. Мы не можем платить друг другу за свет, музыку, актерскую игру.
– По-твоему, кино – искусство или ремесло?
– То и другое. Каждый выбирает сам. Для меня кино – это искусство.
– Считается, что любая картина должна быть для ума или для сердца. Ты снимаешь для себя, или есть какой-то посыл обществу?
– Я вижу своей задачей – заставить зрителя испытать ту или иную эмоцию.
– Нет ли планов уехать в Москву? Кино – там. У нас ведь нет такой, как в Голливуде, отброшенной на другой конец страны армады киностудий…
– Пока я ищу себя (горько улыбается почему-то). Уехать пока не могу по семейным обстоятельствам.
– Сам любишь смотреть фильмы?
– Да. Мы с сестрой смотрим кино, комментируем. Это наш способ общения. Тотально любимых режиссеров нет, есть любимые фильмы. Посмотришь фильм, зацепит, но пересматривать всю фильмографию конкретного режиссера не хочется. Есть список фильмов, по которым можно учиться, как снимать. Любимые фильмы: «Ванильное небо», «Куда приводят мечты», «Превосходство», «Знакомьтесь, Джо Блэк».
– Влияние чье-то на себе испытал?
– (быстро) Нет.
– Какое кино тебе категорически не нравится, и ты его никогда не будешь смотреть?
– Грязный артхаус точно смотреть не буду…
– Ты сам пишешь сценарии, значит, есть литературный опыт…
– Первый мой сценарий был написан для постановки в театре пьесы по мотивам Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Сегодня много чего лежит в столе. Может, это станет фильмом, может, нет…
– Как обходитесь с декорациями?
– Ищем их в реальной жизни. В последнем фильме нам нужен был тоннель, и мы ради кадра в четыре секунды пешком прошли много километров по Кругобайкальской железной дороге. Или другой эпизод. Мы искали для съемок пляж. Чтобы там обязательно был обрыв, берег. Там в кадре герои ходили по воде, такая была задумка. Приехали на Братское водохранилище и не нашли ничего подходящего. Зато по совету местных жителей поехали в другое место и нашли красный пляж, реально красный. И по картинке получилось даже интереснее.
– Что самое сложное, когда работаешь над фильмом?
– Монтаж. Съемки проходят быстро. Ты ищешь натуру, общаешься с людьми. Все безумно интересно. А потом – долгие недели сидячей работы…
– Что зацепило из современных картин?
– Фильм «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым. Фильм «Дурак» считаю культовым.
– Что ты ни под каким предлогом не станешь снимать?
– То, чего не знаю. Я действую в рамках моего информационного поля.
– Что, наоборот, хотелось бы снять?
– Семейную драму, фантастику.
– Над чем работаешь сейчас?
– Я немного от фильмов отошел, настала пора неформата – занимаюсь клипами, музыкой. С кино не прощаюсь. Нельзя отодвигать на потом то, что питает сердце. Меня тянет в театр, потому что там активизируются какие-то мои ресурсы, которые в обычной жизни я не могу взять и «включить». А здесь я чувствую себя постоянно включенным. Это чувство опьяняет и вдохновляет. Возможно, я вернусь в театр. Тем более что звонят и зовут на репетиции.