Надежен ли стул, на котором вы сидите?

Только что родившийся младенец поневоле сталкивается с наукой метрологией. Его взвешивают, измеряют рост. А представьте, что весы и метр врут? Такого просто не может быть, когда за дело берутся специалисты Иркутского центра стандартизации, метрологии и испытаний, который обеспечивает единство измерений. Именно сюда регулярно привозят на поверку медицинское оборудование из больниц и поликлиник, а также предметы, которые есть в каждом доме.

Миллиметр сантиметр бережет

Вряд ли мы ждем подвоха, отправляясь в магазин для любителей шитья и рукоделия. А вот и напрасно. Купив отрез ткани, который вам отрежут по не поверенному портновскому метру, можно столкнуться с тем, что ткани вдруг не хватит на платье, которое вы собирались сшить, хотя до этого выверяли каждый сантиметр.

Взяв в руки один из таких деревянных метров, начальник отдела поверки средств измерений геометрических величин Татьяна Павлова опытным взглядом сразу же видит брак. Метр, согласно ГОСТу, должен иметь металлический наконечник с заклепками, а также полусантиметровые деления. На данном образце ничего этого нет.

Рядом лежат самые обычные рулетки, они тоже нуждаются в поверке. По словам руководителя отдела, во времена СССР средства измерения продавались уже поверенными, сейчас таких требований нет. Покупатель, приобретая товар, по идее должен сам принести его на поверку.

– К примеру, вы собрались ставить стеклопакеты, вам сделали замеры не поверенной рулеткой, на производстве специалисты использовали другую рулетку. Разница в несколько миллиметров в одном месте, в другом, и как результат – окно либо не входит в проем, либо маленькое. А все из-за того, что сместился металлический наконечник. Люди порой приносят на поверку одну рулетку, вторую, третью, и ни одна из них не соответствует стандарту, – отмечает Татьяна Павлова.

В поверке нуждаются и тонометры, которые есть практически в каждом доме. В этом году впервые центр стандартизации провел акцию, во время которой специалисты призывали бесплатно проверить работоспособность тонометров. Из желающих выстроилась очередь. Порядка 10% приборов оказались забракованными.

Чья работа вреднее?

Многие из нас проводят на рабочем месте если не большую часть своей жизни, то уж точно ее половину. Как сделать пребывание на работе безопасным, знают специалисты испытательного центра иркутского ЦСМ. Они могут провести специальную оценку условий труда любого рабочего места, измерят шум, вибрацию, возможное влияние химических веществ, радиации, ну и, конечно, освещенность, особенно если рабочее место располагается в офисе. В норме освещенность должна составлять 300 люкс (без учета естественного освещения). А санитарный врач испытательного центра может многое рассказать о вредных факторах на рабочем месте. Кто бы подумал, что профессия парикмахера достаточно вредная из-за частого использования машинки для стрижки. Локальная вибрация, которую дает прибор, может привести к развитию хронических заболеваний. По результатам оценки выдаются результаты – кому молоко выдать, а чье рабочее место нужно срочно закрыть.

В новостройках шумно

Уникальное направление, которым только испытательный центр ЦСМ занимается в Иркутске, – проведение испытаний звукоизоляции в помещениях. Такая работа проводится в новостройках.

– Раньше мы работали в основном по жалобам населения, сейчас застройщиков жестко контролируют, и они сами заказывают испытания в семи-десяти квартирах из целого дома, – говорит эксперт испытательного центра ЦСМ Алексей Воробьев.

Кстати

Большинство из нас даже не догадывается, что есть стандарты оказания коммунальных услуг, и их в своей работе должны учитывать управляющие компании. 

Ударная машина проверяет перекрытия, стуча своими многочисленными ножками по первой стяжке, как пара маленьких модниц бегает по квартире в маминых каблуках. По формулам специалисты производят расчеты и делают выводы.

– Плохая звукоизоляция очень влияет на качество жизни людей. Производя такие измерения, мы говорим, соответствует ли индекс звукоизоляции нормам, – отмечает Алексей Воробьев.

Но не только застройщики заказывают данные работы. Нередко в ЦСМ обращаются физические лица. Количество таких обращений за последние годы возросло раз в десять. Люди боятся базовых станций сотовых операторов, которые расположены рядом с домом, а также часто просят измерить уровень концентрации химических веществ в квартирах, например, формальдегида, винилхлорида, которые выделяют отделочные материалы или мебель.

На диван давят, шкафы раскачивают, стулья толкают

Еще одно важное направление работы, которое развивает иркутский центр стандартизации, метрологии и испытаний, – сертификация мебели. Инженер по испытаниям первой категории Вениамин Коновалов испытывает шкафы, диваны и стулья уже с десяток лет. Сначала с помощью специального оборудования нагружают место для сидения. Груз в сто килограммов давит пять тысяч раз на вот такой небольшой диванчик. Потом специалист смотрит, не сломалось ли что, нет ли сколов, трещин. Деформация допускается не более 10%. Следом испытывают спинку, подлокотники, ножки. В целом цикл испытаний дивана может длиться несколько дней.

Справка

Обратиться в Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области можно по адресу: Иркутск, ул. Сурнова, д. 22, телефон 8 (3952) 77-80-18. Для поверки приборов следует обратиться в отдел приемки,  заполнить заявку, оплатить услугу и через 15 рабочих дней получить результат.

Корпусную мебель здесь тоже не жалеют. Шкаф усердно раскачивают 600 раз с помощью специальной машины, которая сама считает количество этих раскачиваний. Деформация после испытания не должна достигать более 3 мм, если больше – шкаф не проходит испытание.

Дверцы, задняя стенка – слабые места мебели. Чтобы быть уверенным, что дверца шкафа после покупки не отвалится, специалисты навешивают на нее груз в три килограмма, специальное оборудование 20 тыс. раз открывает и закрывает дверцу. Дверцы шкафов, которые будут использоваться в общественных местах, открывают-закрывают 40 тыс. раз, мебель в зрелищных местах (на стадионах, в театрах) – 80 тыс. Дверцы могут быть признаны справившимися с чудовищными нагрузками, покосившись не более чем на допустимые 2,5 мм. Если больше – брак.

Есть испытания и для задней стенки шкафа, которая часто является самым слабым звеном такой мебели. Вспомните сами, вы совсем недавно купили шкаф, а уже через год-другой гвозди отлетели, задняя стенка легко отделяется от боковин шкафа. Испытания выявят этот недостаток.

Под силу специалистам проверить качество раздвижных дверей, детских кроваток, стульев. Сиденья последних проверяют схожим с диваном образом, а по спинке бьют десять раз молотком. И здесь главное – чтобы ни одна реечка не сломалась.

– Если раньше был какой-то процент брака, сейчас изготовители уже знают, где слабые места, и делают качественную мебель, – поясняет Вениамин Коновалов. И словам таких специалистов хочется верить.