Учителя – за бюджетное равенство
С января 2019 года в Иркутской области началась дифференциация зарплат работников бюджетной сферы. С какими проблемами столкнулись муниципалитеты?
– Тема дифференциации возникла не случайно, – говорит Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области. – Дело в том, что после существенного увеличения МРОТ в мае прошлого года зарплаты технического персонала, низкоквалифицированных рабочих и служащих сравнялись с оплатой труда сотрудников, имеющих специальное профессиональное образование. Например, зарплата грузчика стала на уровне оплаты труда бухгалтера, а сторож и вахтер получают теперь как младшие воспитатели и лаборанты. Задача дифференциации – устранить это несоответствие за счет повышения окладов специалистам более высокой квалификации.
Вопросы заработной платы не раз поднимались на встречах депутатов с жителями территорий, ни одно письмо написано в правительство Иркутской области. По словам Александра Коротких, зампредседателя Иркутского областного отделения профсоюзов, в связи с повышением МРОТ ощутимо выросла заработная плата вспомогательного и технического персонала, большая часть педагогов осталась за бортом повышения. Так, размер ставки помощника воспитателя в 2017 году был равен 3800 рублям, в 2019 году – 7825 рублей. У заведующего складом два года назад оклад был 4100 рублей, в текущем году – 7588 рублей. А начальник гаража в 2017 году имел оклад 4500 рублей, теперь он будет составлять 7706 рублей. У тех же воспитателей столь значительного повышения не произошло. В итоге в детском саду воспитатель и помощник воспитателя с разным уровнем образования могут получать одинаково.
– Согласно указу губернатора механизм дифференциации зарплат в областных учреждениях должен был быть разработан к 1 декабря 2018 года, и, начиная с ноября прошлого года, стали появляться нормативные акты по дифференциации зарплаты в таких учреждениях, – продолжает Ирина Синцова. – Муниципалитетам же пришлось по аналогии с областными учреждениями разрабатывать свои нормативные документы. Практически в жестком цейтноте. Но самое главное – при отсутствии подтвержденного финансирования. Особенная ситуация сложилась в образовании, здравоохранении Иркутской области. Непонятна ситуация с педагогами, учителями – их зарплаты могут измениться, а могут и нет – в зависимости от решения конкретного муниципального образования. Если не повышать – налицо социальная несправедливость, если повышать – могут возникнуть проблемы с финансированием. В областном бюджете на 2019 год пока не предусмотрены средства на дифференциацию в размере 2,2 млрд рублей, а кроме того, субвенция на образование заложена не в полном объеме, даже если считать по нормативам 2018 года. И как делать расчеты? Звучат рекомендации – у вас же есть деньги, а потом добавим! Кому? Сколько? Кто возьмет на себя ответственность распределить неподтвержденные деньги?
– За январь мы расчеты делаем по базовым показателям без учета дифференциации. У нас дефицит средств только по школам – около 20 млн рублей. А еще нужны средства на зарплату работникам детских садов, центров дополнительного образования, – подтверждает проблему Александр Прокопьев, председатель горкома профсоюза работников образования Тайшетского района.
Ольга Безродных, зампредседателя комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Иркутской области, обратила внимание на те категории работников, которые вообще не попали под дифференциацию, а в муниципалитетах они есть. Например, дорожные службы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационные службы, обеспечивающие жизнедеятельность учреждений образования и культуры.
– Мы не знаем, как делать расчет методистам центров развития образования, которые находятся в структуре муниципального образования. Их нет в постановлении правительства по дифференциации. Ждем рекомендаций от министерства образования, – сообщила Людмила Горецкая, председатель горкома профсоюза работников образования города Братска.
– Некоторые мэры высказывают опасения о возможном росте социального напряжения в обществе в связи с дифференциацией. Вместе с коллегами мы держим этот вопрос на контроле. Уверена, что со временем механизм дифференциации будет отлажен путем внесения соответствующих корректив исключительно в интересах людей труда, – резюмировала Ольга Безродных.