Первый теневой спектакль поставили в Иркутске
В Иркутском областном театре кукол «Аистенок» состоялась премьера спектакля «Иван-царевич и Василиса», созданного в уникальной технике пестрых теней.
Мифологическая основа спектакля – верования древних славян, которые предстают перед зрителем в виде теневых образов на проекции блюдечка с голубой каемочкой. Спектакль создан по мотивам русских народных сказок. Пьеса написана Александром Хромовым из Красноярска, который также является режиссером-постановщиком спектакля. Он создал уникальные куклы, реконструировал технику древнекитайского театра пестрых теней, соединив при этом вековые традиции двух стран с современными технологиями.
– В древнем Китае теневых кукол создавали из ослиной кожи, которую можно было выделать настолько тонко, что она становилась почти прозрачной. Когда в 2000 году я взял в руки такую куклу, мне захотелось создать нечто подобное, – объяснил Александр Хромов.
После долгих лет поиска он нашел подходящий материал, им оказался особый вид пластика. Он такой же гибкий и долговечный, как ослиная кожа, только не шершавый.
Технология производства теневых кукол сложная и длительная. Для спектакля «Иван-царевич и Василиса» художники создавали кукол в течение трех лет при помощи современных компьютерных программ и принтеров.
Всего в постановке задействовано около 60 тростевых теневых кукол, которыми управляют четыре актера.
Один из главный персонажей – Иван Царевич. Зрителю он показывается в образе пяти разных кукол. За всех отвечает актер Евгений Кириллов. Также он «выводит» на сцену большое количество реквизита: рубашку, которую шьет невеста, хлеб, который она печет, стрелы, огонь.
– Когда мы только пришли на мастер-класс к Александру Хромову, и нам показали, как устроены куклы, я испугался: у каждой было по три трости, все выглядело сложно. Постепенно они начали мне поддаваться, но процесс был долгий и трудоемкий. Кукол приходилось «приручать», я оставался после репетиций, приходил раньше, – рассказал Евгений Кириллов.
– Я называю эту картину так: 1000 и одна трость, – отметила актриса Диана Денисенко, которая исполняет роль Макоши и Бури-Яги. – В этой постановке нужно очень быстро сообразить, какого персонажа ты сейчас берешь. После того, как отыграл одним, у тебя есть две-три секунды, чтобы выставить другого и реквизит. Все должно быть очень технично. Мои герои много двигаются, танцуют, а я все это время нахожусь «в присяде», потому что надо мной коллеги еще трех кукол держат, так что еще и физическая подготовка нужна.
Постановка «Иван-царевич и Василиса» реализована в рамках федерального проекта «Культура малой родины», направленного на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение региональных театров.