Александр Архинчеев: Горловое пение и национальные инструменты – окно в древнюю мудрость
Песни этно-рок-группы Shono завораживают с первых нот. Горловое пение и звучание национальных инструментов в них сочетается с роковым драйвом и зажигательным ритмом. Лидер коллектива Александр Архинчеев основал группу в 2014 году. Первые же выступления принесли музыкантам множество поклонников в Иркутской области, Бурятии и за пределами этих регионов.
В 2016 году Shono выпустили дебютный альбом Hunters. За последние годы группа объездила с гастролями многие города России, а также побывала в Польше и Казахстане. Кроме того, лидер группы регулярно выступает с сольными концертами в Латвии, Грузии и Франции. Интересно, что при этом Александр Архинчеев живет в Осе и преподает в местной музыкальной школе. Недавно коллектив стал партнером Иркутского областного дома народного творчества.
– Александр, как и когда была создана ваша группа?
– Все время, пока я был студентом отделения бурятских народных инструментов по классу морин-хуура Улан-Удэнского музыкального колледжа имени П.И. Чайковского, я знал, что рано или поздно у меня будет своя группа. Несмотря на то, что я народник, всегда был открыт для различных музыкальных экспериментов. Кроме того, мне нравился рок, джаз и блюз. Словом, я слушал много разной музыки, совершенствовался как исполнитель. Нащупывал свой стиль, но окончательно понял, какую именно музыку хочу играть, после гастролей во Франции в 2013 году с интересным музыкантом Зорикто Батоцыреновым. У него был свой этнопроект. Я пел народные песни, играл на морин-хууре, а он исполнял народные мелодии одновременно в блюзовой и фолковой манере. Тогда у меня родилось желание создать нечто подобное. Я приехал в Иркутск и начал работать над созданием группы Shono.
– Как вы попали на гастроли во Францию?
– Я уже около 10 лет сотрудничаю с бурятско-французской компанией Altan-art, которой руководит Татьяна Ламболез. Она наполовину бурятка, замужем за французом и стремится продвигать бурятскую культуру в той стране, где живет. Мы познакомились в 2012 году, когда она приехали в Улан-Удэ. Тогда я работал в Бурятском государственном национальном театре песни и танца «Байкал». С тех пор наше сотрудничество продолжается, появляется много новых проектов. Например, 26 февраля я улетаю на Корсику, где будут проходить мастер-классы по горловому пению. Оттуда я поеду в Литву, чтобы с моей коллегой, певицей Луритой Пеленьютэ записать совместный альбом, в котором будут соединены национальные мелодии наших народов.
– Интересно, а как в Европе воспринимают бурятскую музыку?
– Там люди хотят припасть к истокам мировой культуры и познать ее глубинную суть. Особенный интерес у европейцев вызывает восток. Они ищут крупицы сакрального знания в буддизме, индуизме, шаманизме. Поэтому горловое пение, национальные инструменты для них это не просто экзотика и развлечение, а некое окно в древнюю мудрость.
– С чего началось ваше увлечение музыкой?
– С семьи. Мои родители обладали хорошим слухом и голосами, знали народные песни. Они-то и привили мне любовь к творчеству. Не удивительно, что в садике я начал петь, а в школе активно участвовать в различных смотрах художественной самодеятельности. В старших классах научился играть дворовые песни. И хотя я не знал нот, с помощью пяти аккордов мог подобрать любую понравившуюся песню. Потом я услышал горловое пение и начал подражать ему, как умел. Поехал получать профессиональное образование в Улан-Удэ и на первом курсе колледжа услышал, что в Республиканском центре народного творчества набирается группа по горловому пению. Так я познакомился с Саяном Жамбаловым, который научил меня этому искусству профессионально.
– Что вы хотите рассказать миру через свою музыку?
– В первую очередь я занимаюсь музыкой, потому что мне это нравится. И с каждым годом я все больше и больше влюбляюсь в свое дело. Поэтому можно сказать, что мое творчество – это приятное, которое удачно совпало с полезным. Я бываю во многих странах, знакомлюсь с интересными людьми, и в то же время пропагандирую бурятскую культуру. Например, некоторые люди после наших выступлений хотят выучить песни. Начинают больше узнавать о нашем народе.
– В то же время удивительно, что вы живете на своей малой родине, в Осе. Не было мысли переехать хотя бы в Иркутск?
– Вообще-то я родился в селе Бильчир Осинского района. Мне просто нравится жить в Осе. Во-первых, потому что я преподаю игру на морин-хууре в местной школе искусств. В нашем районе очень много талантливых ребят, которые с удовольствием осваивают этот традиционный инструмент. У меня сейчас 10 учеников, и я возлагаю на них большие надежды. Это очень важно для меня – передать свое искусство подрастающему поколению из рук в руки. Ведь когда я начал интересоваться музыкой, у нас не было педагогов, которые могли бы удовлетворить мой интерес к национальной музыкальной и песенной традиции или горловому пению. Поэтому я учу ребятам всему, что умею сам. Важно не только сохранять, но и развивать эту традицию, чтобы она жила дальше. Кроме того, в Осе совсем другой ритм, там прекрасные условия для творчества, а в городе суета, которая отвлекает.
– На каких инструментах играют ваши музыканты?
– Я очень люблю играть на этнических инструментах: хомус, морин-хуур, монгольская флейта – лимба. Кроме того, в наших песнях звучит гитара, фортепьяно. Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно осваиваем что-то новое, чтобы добиться интересного звучания.
– Расскажите о членах своей команды?
– На бас-гитаре играет Владимир Сидоров. На перкуссии – Константин Токарский. На ятаге – Евгения Томитова.
– Основа ваших песен – бурятский фольклор?
– Большая часть нашего репертуара – традиционные бурятские песни, которым мы придаем новое звучание с помощью современных ритмов, аранжировки.
– Ваши композиции такие динамичные, задорные, а мне казалось, что бурятские песни больше созерцательные, лиричные.
– На самом деле музыка западных бурят более темпераментная. Думаю, это связано с природой, которая нас окружает. Степной пейзаж настраивает на созерцание, лиричное размышление. А там, где сопки, равнины, лес, степь, более разнообразный ландшафт, – возникает свой ритм.
– Название вашей группы переводится как волк, почему вы решили так назваться?
– Волк – тотемное животное многих бурятских родов. Но про волка была и первая песня, которую я написал. Это название легкое и запоминающееся, в то же время волк – дикое, красивое, сильное и верное животное. Я решил, что это хорошее имя для группы.
– Александр, когда нам ждать новый альбом?
– Мы записали, наверное, уже половину второго альбома. Главное его отличие от первого заключается в том, что вместо гитары у нас будет использоваться ятага. Благодаря этому инструменту рождается интересное бархатное звучание. Основа нового альбома так же, как и первого, – бурятские народные песни, ведь наша цель – донести красоту и образность бурятского фольклора до слушателей во всем мире.
Фото Анастасии Токарской