В Шелехове идет роспись православного храма
На лесах под небесами
С раннехристианского периода пространство храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система росписи, имеющая важнейшее значение для церковного искусства Православной церкви и по сей день. В октябре прошлого года в Петропавловском храме Шелехова началась важная глава его истории – роспись. Чтобы понаблюдать за художественными работами, журналисты «Областной» взобрались под самый купол храма.
В сопровождении настоятеля Петропавловского храма отца Александра мы поднимаемся на одну из верхних отметок здания. Этот храм – красивейшее и одно из самых крупных религиозных сооружений Иркутской епархии. Его вместимость составляет около 1300 человек. Размеры здания впечатляют – внутренняя высота храма 30 метров, расстояние до креста на колокольне – 49 метров.
Храм в Шелехове строится с 2000 года. Новый этап в его жизни начался в 2011-м, когда его передали в собственность Иркутской епархии. В трапезной начались первые службы, появился временный иконостас, церковная утварь и все необходимое для богослужений.
– Первая литургия состоялась в 2011 году на престольный праздник апостолов Петра и Павла, – рассказывает отец Александр. – За эти годы в Шелехове сформировался дружный церковный приход.
Поднимаясь по лестницам наверх, стараемся не смотреть вниз. Под ногами неприятно пружинят строительные леса. Но не покидает уверенность, что в храме ничего плохого с нами случиться не может. Мы, наконец, достигаем купола храма и, пораженные, останавливаемcя. Бросается в глаза обилие золотого цвета. Кажется, что в воздухе висит золотая пыль.
Роспись ведут иконописцы, члены Союза художников России Николай Новиков и Галина Зайцева, позолотчики Сергей Воронцов и Михаил Акинфиев. Они работают под куполом храма, в пространстве, именуемом «небом». Со всех сторон «неба» на нас смотрят лики Спасителя и Богоматери, апостолов Петра и Павла.
Роспись храма была начата с разметки стен и выполняется сверху вниз, от купола и барабана храма. Постепенно будет выполнена роспись основного объема четверика храма, алтаря храма и роспись на хорах и под хорами. Затем последует отделка притвора храма, вход. Работа эта долгая. Так, Свято-Троицкий храм в Ангарске эта же группа художников расписывала 10 лет.
Все художники – люди верующие и воцерковленные. Позолотчик Сергей Воронцов крестился уже в зрелом возрасте. Работал в храмах – на колокольнях, помогал ставить леса. В Петропавловском храме он проводит золочение стен «неба» – самой верхней части под куполом. Мастер легко и бережно наклеивает золотые пластины потали, имитирующей сусальное золото. Они крепятся с помощью специального лака – мордана.
– Потом поверх будет расписан орнамент. Работать радостно. Тут другая атмосфера. Другая жизнь, другие люди, – признается Сергей.
Орнамент на наклеенную поталь наносит Михаил Акинфиев. Михаил – строитель. Когда-то-участвовал в восстановлении храма в Введенщине, да так и остался при храмах.
– Тут не просто работа – тут благодать присутствует, которая дается божиим промыслом и ведет по жизни, – улыбается Михаил.
У него трое детей, все крещеные и ходят в церковь. 18-летний сын Владислав приходит в храм и помогает в промысле отцу.
– Тут есть время обо всем подумать, посмотреть на все другими глазами. Там внизу, – с высоты «неба» мастер кивает на нашу земную жизнь, – мода. А тут – чистое искусство на века.
Художник Николай Новиков, долгое время работал над украшением храмов Тулуна, Саянска и других городов. Выполнил 15 иконостасов. Он рассказывает о канонических традициях росписи храмов, которые ведут свое начало с традиций Византии.
– Раньше в храмах обязательно изображали архангелов, серафимов, херувимов. От названия храма идет сюжетная линия росписи. Троицкий собор – обязательно будет мотив Святой Троицы. На стенах Петропавловского храма будут изображены сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла. «Небо» храма мы вызолотим, будет такой золотой колорит, яркое сияние.
Художник подчеркивает уникальность храма:
– В нем нет сводов, он выстроен в каноническом византийском стиле. Мы в этом году постараемся выполнить росписи его стен до 19 отметки.
– В Русском музее Санкт-Петербурга на иконах Андрея Рублева вот уже 600 лет не тускнеет краска. Особенно синяя – измельченный лазурит. А вы чем рисуете?
– Краски на 80 процентов силиконовые, на 20 – акриловые. Эти краски так же крепки, как стекло…
Николай Сергеевич говорит, что работа в храме – это его личный путь к спасению души. «Наш общий путь», – поправляется художник. Роспись храма ему интересна всю жизнь, как и в первый день, не наскучила, не приелась, стала образом жизни.
– Бог везде, где люди ищут его, – напутствует он нас.
Супруга Николая Галина Зайцева – верная спутница его творческого пути. Родом супруги из Иркутской области, познакомились в Ленинграде, где учились в пединституте им. А.И. Герцена на художественно-графическом отделении. Вместе с супругом Галина участвовала в росписи храма в селе Новосретенка в Бурятии. А в росписи храмов они работают с 2000 года.
– Здесь я пишу стены, супруг работает над росписью потолка, – рассказывает художница. – Сейчас пишу сюжет – крещение апостола Павла. Эта жанровая сцена вмещает в себя разновременные события. Вспомним – сначала Павел был гонителем Христа. Потом прозрел, ослепнув. Крестился и стал приверженцем Христовой веры.
Изображения святого – аскетичны, лишены объемности, но канонически узнаваемы. Теплый светлый сюжет выполнен такими же теплыми красками, отчего нежно трогает сердце.
– Не страшно работать на высоте? Все-таки это не женская стихия.
– Я 20 лет работаю в таких условиях, – просто отвечает женщина.
– Мне как настоятелю нравится их стиль, – говорит о художниках отец Александр, когда по шатким ступеням мы возвращаемся в нижний придел храма. – Когда что-то делаешь большое, испытываешь удовольствие и радость от того, что все воплощается в жизнь. Параллельно с росписью мы по благословению владыки Вадима делаем иконостас. Мастера режут его в Москве из испанского и французского камня. В мае-июне планируем установить.
Благоукрашение храма стало смыслом жизни для разных людей. Пусть Господь не оставляет их на этом выбранном пути.