Сергей Чонский: Северяне должны жить достойно
Катангский район – единственная территория Прибайкалья, относящаяся к Крайнему Северу. По своей площади – 14 млн га – он занимает шестую часть Иркутской области, при этом здесь самая низкая плотность населения. Но несмотря на удаленность и труднодоступность, этот край нельзя назвать отрезанным от большой земли. Как живут северяне сегодня и с чем связывают перспективы малой родины, рассказывает мэр Катангского района Сергей Чонский.
– Сергей Юрьевич, расскажите о поселениях Катангского района.
– У нас их всего четыре. Самое большое – Ербогаченское, самое богатое – Преображенское, еще Непское и Подволошинское. В районе проживает всего 3,3 тыс. человек. Территорию условно можно разделить на промышленную и муниципальную. Первая, к сожалению, практически никак не связана со второй, поскольку существует автономно. Это вахтовые поселки тех предприятий, которые ведут на нашей земле добычу углеводородов. У них своя инфраструктура и работники, и жаль, что они не жители нашей территории. Вторая часть – населенные пункты, исторически сложившиеся в Катангском районе, к великому сожалению, сегодня живут только за счет социальной сферы. Она, кстати, представлена в полном объеме. Это школы, детские сады, интернаты, ФАПы, клубы, библиотеки…
Катангский район
Площадь 139,2 тыс. кв. км
Численность населения 3,3 тыс. человек
Виды деятельности:
Добыча нефти, пушно-меховой промысел, транспорт
Расстояние до Иркутска
1042 км
В настоящее время в связи с малочисленностью населения средние школы есть только в Ербогачене, Подволошино, Буре и Преображенке. В Непе в этом году организовали школу-сад, потому что там осталось 15 детей. В малых населенных пунктах, таких как Хамакар, Наканно работают начальные школы, в Ереме – начальная школа-сад. В прошлом году закрылась школа-сад в селе Токма, поскольку не осталось ни одного ребенка, в этом году – школа-сад в деревне Ика. Пока в деревне остается хоть один ребенок, и школу, и детский сад мы будем сохранять. В прошлом году, например, у нас был самый дорогой по обслуживанию ребенок, поживающий в деревне Ика, который обходился бюджету в 180 тыс. рублей в месяц, поскольку для него было положено содержать кочегаров и учителя. Нынче семья выехала в Киренск.
– Хватает ли МО средств, чтобы исполнять полномочия? Каковы поступления в районный бюджет?
–Если еще несколько лет назад мы с гордостью говорили о том, что наш бюджет профицитный, сейчас в связи с изменениями в областном и федеральном законодательствах он просто сбалансированный. Сегодня, когда ряд районов и МО при вступлении в федеральные или областные программы в качестве софинансирования вносят 5–10% собственных средств, мы – 21%, а в прошлом году платили 25%.
У нас есть ряд необходимых программ при обязательном софинансировании, таких, как «Северный завоз продуктов первой необходимости» и «Северный завоз ГСМ», по каждой из которых мы должны теперь внести порядка 15 млн рублей из местного бюджета. Собственных доходов мы имеем 250 млн рублей, еще столько же выделяет региональная казна для сбалансирования бюджета. Между тем 20% всего бюджета региона составляют поступления с нашей территории. Это налоги, которые получают от добычи углеводородов на Катанге. По законодательству они поступают только в субъект и в Федерацию. У нас же кроме налога на НДФЛ и на землю ничего не остается. Причем последний мы получаем исключительно от аренды собственников жилья или соцсферы, а не от предприятий нефтегазодобычи.
– Почему?
– Потому что эти компании работают на земельных участках, числящихся лесами резервной категории, которые относятся к Федерации, а значит, и аренда, которую они платят за землю, уходит на федеральный уровень. Ведем переговоры, чтобы переводили участки в промышленные, тогда бы земельный налог поступал в бюджеты поселений, на территориях которых они ведут свою деятельность, но пока безрезультатно.
– Что удалось в последнее время построить, реконструировать, открыть?
– Основная программа, в которой мы принимаем участие, – «Устойчивое развитие сельских территорий». По ней мы начали строить в прошлом году ФАП в Преображенке. В этом – приступаем к строительству ФАПов в селах Подволошино, Непа и Бур. Заканчиваем строительство районного архива. Мы были единственным районом области, где у архива не было собственного помещения. Сейчас оно возводится по всем современным технологиям и требованиям. На эти цели из областного бюджета выделено 40 млн рублей.
В конце прошлого года общественная комиссия приняла первый этап работ по возведению спортивно-развлекательной площадки в райцентре. Теперь в прекрасном месте напротив сосновой лесопосадки расположилась современная территория спортивного, а в будущем – и детского отдыха.
За счет федеральных средств несколько лет назад мы обновили медицинское оборудование в ЦРБ и приобрели передвижной флюорограф. Благодаря помощи области капитально отремонтировали школу в Подволошино и детский сад.
По программе «Модернизация ЖКХ» в текущем году начнется строительство центральной котельной в районном центре. Пока проект находится на экспертизе, но средства в региональном бюджете на это уже предусмотрены в объеме 25,5 млн рублей. Наше софинансирование – 6,7 млн рублей. Новый теплоисточник будет работать на нефти, там будет установлено шесть новых котлов.
14 февраля состоялся конкурс по выбору подрядной организации на строительство нового стационара на 35 койко-мест в районной больнице. В этом году начнутся работы.
Прекрасно понимая, что не следует сидеть сложа руки и уповать исключительно на помощь региона, многие насущные проблемы решаем своими силами. Так, за счет местного бюджета у нас за последние пять лет отремонтированы практически все школы. Каждый год мы выделяем порядка 30 млн рублей из собственных средств на ремонт учреждений школьного и дошкольного образования. Плюс приобретаем для них мебель и оборудование. Раз в год обязательно бываем во всех населенных пунктах района. Со мной выезжают все руководители, а также председатель районной думы, поэтому самые острые проблемы пытаемся решать непосредственно на месте.
– А какие объекты пока по-прежнему находятся в планах?
– Новый корпус детского сада в Ербогачене. Несмотря на то что в дошкольном учреждении пять корпусов, существует проблема с местами. Люди выезжают из деревень в райцентр, поэтому появляется очередь. Семь лет назад была сделана проектно-сметная документация на строительство дополнительного корпуса на 25 мест. Стоимость тогда составляла 16 млн рублей.
Также требуется пристрой к начальной школе или строительство нового здания. Сейчас дети учатся в две смены, что при современных требованиях недопустимо. Попытаемся войти в федеральную или областную программу, чтобы привлечь инвестиции. Нам необходим физкультурно-оздоровительный комплекс, разговоры о строительстве которого ведутся на протяжении многих лет. В районе много отличных спортсменов, а заниматься спортом серьезно негде. Хотелось бы, наконец, разрешить вопрос строительства аэропорта в Ербогачене. Пока ситуация просто абсурдная: в регионе два самых богатых района – Бодайбинский и Катанга, и оба не имеют взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. Из-за непогоды мы бываем месяцами отрезаны от большой земли. Требуется построить не только полосу, а весь аэродромный комплекс, включая здание аэропорта. Имеющееся 50 лет назад возвели без учета расположения по розе ветров. Когда начинаются сильные морозы, и люди начинают топить печи, весь дым из труб ветром уносит на полосу. Самолеты, в том числе и из-за этого, не могут осуществлять полеты.
– Привлекаете ли к разрешению социальных проблем предприятия, которые работают в районе?
– Разумеется. На нашей территории ведут работу множество промышленных компаний. Из основных это ОАО «Верхнечонскнефтегаз», ООО «Иркутская нефтяная компания», ООО «Газпромнефть-Ангара» и ООО «ТНГ-Ленское». Хочу особо подчеркнуть: со всеми промышленными корпорациями мы работаем на основе строгой отчетности и просим оказать содействие адресно, для решения конкретных задач.
Раньше нам очень хорошо помогала компания ВЧНГ, выделяя значительные средства на ремонт детских садов, покупку мебели, строительство детских игровых площадок. Однако после произошедшей реорганизации помощь стала минимальной. В прошлом году она составили всего 1,2 млн рублей. На эти средства мы смогли закупить только два автомобиля для обеспечения подвоза детей в детские сады и школы. С компанией «Газпромнефть-Ангара», которая к нам зашла недавно, – та же история. Кроме приобретения квартиры для врача – 1 млн рублей, мы больше ничего от них в течение прошлого года не увидели. Единственная компания, которая нам помогает по-настоящему, это ИНК, поэтому мне хочется отметить ее руководство в лице генерального директора Марины Седых особо. Марина Владимировна очень чутко относится к социальному партнерству даже не в плане обязательных мероприятий, которые прописаны в договоре, – здесь все и всегда исполняется своевременно и в полном объеме. Я бы хотел поблагодарить ее за помощь при чрезвычайных ситуациях. В прошлом году у нас сгорел автомобиль УАЗ, принадлежащий администрации. ИНК тут же откликнулась и приобрела для нас два автомобиля УАЗ-Патриот. Теперь мы имеем возможность беспрепятственно добираться до самых отдаленных уголков нашего края. Именно ИНК нам подарила современный, уникальный по комплектации вахтовый вездеход, на котором мы вывозим бригады врачей, творческие коллективы и школьников по селам и деревням для обмена опытом и участия в конкурсах и олимпиадах.
В течение последних трех лет ИНК в качестве спонсорской помощи ежегодно выделяет по 12 млн рублей. На эти средства мы смогли провести капитальный ремонт здания районного музея, приобрели парты в школу, от компании идет целевая помощь коренным малочисленным народам Севера. В каждую общину, на территории которых они работают, завозятся продукты и медикаменты, ГСМ.
Что посмотреть туристам?
Камешок – овальная скала с редким сосновым покрытием. Это трап, место с излившейся застывшей магмой, образовавшийся в далеком прошлом. У подножья лежат песчаники и застывшие магматические породы. Отсюда открывается прекрасная панорама на реку и долину реки Нижней Тунгуски.
Яковно – окуневое озеро, находится от Ербогачена на расстоянии 38 км вверх по течению реки Нижняя Тунгуска. В нем водится особая по вкусовым качествам рыба, а еще каждое лето появляются лебеди. Интерес вызывают и лоси, которые телятся весной, все лето кормятся, а осенью уходят.
Минеральный источник «Икский», Курьинские радоновые источники.
– Насколько остро стоит у вас проблема кадров? Приезжают ли молодые специалисты, и что вы им можете предложить?
– Практически весь врачебный и педагогический состав уже предпенсионного и пенсионного возраста. В районной больнице нет психиатра, нарколога и ряда узких специалистов. Для того чтобы привлечь квалифицированных специалистов, мы платим по 70 тыс. подъемных, покупаем квартиры, оплачиваем аренду съемного жилья. Шесть лет назад по программе «Земский доктор» к нам приехал квалифицированный рентгенолог Михаил Сажин, получивший к тому же после дополнительного обучения специализацию «фтизиатр». Тогда же в ЦРБ пришла работать терапевт Анастасия Пичугина. В культурно-досуговом центре трудятся молодой хореограф Ольга Сычегир и художник-оформитель Виктория Кузьмина, которая приехала в район год назад из Нукутского района. Но, разумеется, в общем объеме кадрового голода это единицы.
– В чем видите перспективы территории?
– Касательно перспектив развития Катанги стоит сказать, что они огромны и все связаны с добычей полезных ископаемых. Мы ходим по «таблице Менделеева». Первые алмазы, которые в настоящее время добываются в Якутии, были обнаружены на нашей территории. У нас самое богатое месторождение калийных солей – Непское, оно первое в мире по объемам и второе по чистоте. На территории присутствуют доломиты, каменный уголь, цветные и поделочные камни, железная руда, исландский шпат…
– Нынешний год для Катангского района юбилейный. С каким настроением готовитесь к 90-летию?
– В рамках празднования готовится множество различных мероприятий. Состоятся выставки и конкурсы, спортивные соревнования и концерты. У нас живут удивительно талантливые люди. Например, народный хореографический ансамбль «Калейдоскоп» в прошлом году получил звание лауреата I степени на II международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Сердце Сибири». Хореографический ансамбль «Дылачакан» занял второе место на VIII Межрегиональном фестивале-конкурсе эвенкийской культуры, который прошел в Бурятии. В конкурсе юных вокалистов победу одержала Яна Колесникова, третье место жюри присудило Полине Бояршиной. Кроме того, стоит подчеркнуть, что учителя школы Ербогачена – одни из самых активных участников различных творческих конкурсов и мероприятий. В прошлом году к всероссийскому конкурсу, посвященному пробной переписи населения, они подготовили частушки, сняли видеоклип и получили заслуженное первое место. Конечно, мы постараемся порадовать земляков: проведем ремонты и обновим мебель в учреждениях, купим для всех подарки, привлекая и наших спонсоров. И все же главным подарком для нас стало бы начало строительства необходимых району социальных объектов. Жизнь на Крайнем Севере и без того тяжела из-за сурового климата, поэтому наши люди должны в полной мере чувствовать заботу власти, а не героически преодолевать трудности.