В Братске Мемориал Славы ожидает выборочный капремонт
В предстоящий строительный сезон в Братске начнется очередной этап федерального проекта «Комфортная среда». В числе шести объектов, которые вошли в этап работ 2019 года, оказался один из главных символов Братска – Мемориал Славы на улице Обручева.
Как сообщают городские власти, на объекте выборочный капремонт предполагает замену мраморных плит с именами павших на керамогранитные с нанесением имен лазером, а также восстановление неработающей подсветки. Однако предлагаемые изменения вызвали широкую общественную дискуссию, далеко не все согласны с тем, чтобы благородный мрамор менялся на керамогранит. «Вечерний Братск» выслушал разные мнения.
Мы встретились с известным братским коллекционером и художником-оформителем Спартаком Арбатским, который помнит, как в 70-е годы зарождалась и реализовывалась идея Мемориала.
– Появился этот проект архитектора Гаджи Ганеева. Иркутск его не взял. Братск тоже не хотел. Но в Горкоме решили: будем делать. Помню, нас собрали, показали макет, все молчали, смотрели. Никто замечаний не высказал. Потом места для размещения предложили разные, в том числе у моря. Решили у моря. Когда Мемориал появился, в прессе о нем вышел большой отзыв – на весь Советский Союз. А потом наш Мемориал победил в конкурсе на лучший мемориальный комплекс к 30-летию Победы. Мы не можем допустить, чтобы этот памятник завял. Он должен быть красивым, а не неряшливым, – эмоционально высказался Спартак Михайлович.
И с ним, пожалуй, никто не станет спорить. Однако насколько корректно начинать реставрацию с замены мраморных плит? Дизайнер Николай Шуляк считает, что замена благородного мрамора на более дешевый и современный керамогранит – это непродуманное решение:
– При замене табличек мы однозначно потеряем уникальность нашего Мемориала, который является по сути экспортным брэндом – мы везде его показываем, копируем, нельзя менять такие вещи.
Помимо символических моментов есть и более практичные: плиты на Мемориале должны давать возможность вносить изменения в списки павших. Об этом более подробно рассказал известный в Братске историк, командир поискового отряда «Братск», ведущего уже несколько лет поисковые работы на могилах неизвестных солдат и занимающегося восстановлением исторической памяти, Сергей Чулков.
– Мы делали сверку имен на Мемориале в 2014 году, я тогда пришел в ужас: очень много ошибок. В Братск присылались некорректные, неверные данные. Ошибались малограмотные писари, о многих солдатах информация была недостоверной. Эта информация меняется по сей день, имена будут добавляться, убираться, поэтому возможность замены букв очень важна. Необходим и запас на плитах для внесения новых имен, ведь мы продолжаем нашу работу, – отмечает Сергей Чулков.
Как звучало на комиссии по «Комфортной среде» ранее, реставрация на объекте невозможна – подобрать с точностью материалы в наши дни не представляется возможным. Однако не все согласны с этим.
– Карьер, где добывали мрамор для Братского Мемориала, находится в Иркутской области, он работает по сей день, добыча ведется – никакой трудности нет, – уверен инженер-конструктор Анатолий Шаманский.
Журналист Ольга Артюхова, ссылаясь на одного из известных реставраторов «Ангарской Деревни» Александра Хомченко, отмечает, что буквы из бронзы были вылиты в одном из цехов Братского лесопромышленного комплекса, что мешает повторить эту работу сегодня?
– Очевидно, что если один раз нашли мрамор и вылили буквы, то при современных технологиях и наличии идентичного мраморного карьера это можно сделать еще раз, – уверена Ольга Артюхова.
Также эксперты опасаются предстоящей замены подсветки.
– Если это будет светодиодная лента, то мы получим китайскую веселую елку – на Мемориале это неуместно. Учитывая наш температурный режим, лента быстро придет в негодность, и мы рискуем получить высвеченный контур, вместо подчеркнутого объема и тени, с выгоревшими элементами, – комментирует Николай Шуляк.
Впрочем, как выяснило наше издание, на Мемориале Славы уже есть прожекторы, надеемся, что речь идет лишь о восстановлении их работы с целью создания достойного архитектурного освещения.
«Вечерний Братск»