Вопрос о ликвидации отходов БЦБК обсудят в Законодательном собрании
Печальной судьбы Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат закрылся шесть лет назад, оставив после себя горы отходов. И все эти шесть лет ломаются копья по выбору способов рекультивации. Чтобы выяснить, на каком этапе находится эта работа, на площадке Законодательного Собрания прошел круглый стол с участием научных и технических специалистов.
Проблема рекультивации далеко не новая, сказал председатель ЗС Сергей Сокол, открывая совещание. К ней неоднократно подступались, было даже поручение президента по этому вопросу.
– Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что пока результата нет. И даже не видно в обозримом будущем, когда мы этот результат получим, хотя предлагается много способов.
По его мнению, задачу нужно решать комплексно. Первое – это обезопасить Байкал от токсичных отходов, второе – вернуть Байкальску стабильное существование, обеспечить занятость и социальное благополучие, перепрофилировав город с промышленного профиля на рекреационно-туристический, привлекательный для отечественных и иностранных туристов. И третье – создать механизм, который позволит решить эти две задачи.
О комплексном подходе к ликвидации отходов говорил и председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Николай Николаев. Как он считает, за проблему взялись не с того конца.
Несмотря на то что решение о ликвидации отходов было принято еще несколько лет назад, процесс по-прежнему находится в исходной точке. Сегодня есть много предложений, много неравнодушных людей, общественников, экологов проявляют большую заинтересованность. Есть понимание, что своими силами на уровне региона эту проблему не решить, нужна помощь федеральных структур, в том числе «Росгеологии».
Спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей СОКОЛ
– Обычно сначала смотрят, что возможно сделать и сколько это стоит, а потом планируют. У нас же получилось наоборот: запланировали средства, а теперь мы усиленно ищем – на что эти деньги потратить, и какие технологические возможности у нас есть.
По его мнению, не определена и конечная цель рекультивации.
– Конечно, в первую очередь необходимо обезопасить Байкал, но что дальше мы хотим сделать? Есть разные варианты. Если планируем посадить лес, тогда нужно делать грунт, на котором могли бы расти деревья. Если строить дома, то готовить крепкий фундамент. А может, на месте карт, вычерпав их, разводить аквакультуру. Если мы наперед не продумаем цель рекультивации, то может случиться, что нам придется заново все переделывать, тратя дополнительные деньги.
О ходе работ по ликвидации отходов сообщил областной министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков. За более чем 40-летнюю деятельность комбината на двух полигонах складировано более 6 млн кубометров отходов. Проектная документация по их ликвидации была разработана еще в 2013 году, когда комбинат был закрыт, два года спустя получено положительное заключение Главгосэкспертизы.
Все это время велась работа по поиску подрядчика. Им по распоряжению правительства РФ в октябре 2017 года было определено АО «Росгеология». С ним и был заключен контракт. Стоимость работ была оценена в 5,9 млрд рублей. Был даже перечислен аванс 287 млн рублей. Срок исполнения – декабрь 2020 года.
Но в марте 2018 года контракт был приостановлен. Уже после начала работ стало ясно, что проект грешит многочисленными ошибками, в частности неверно определен объем отходов, подлежащих переработке. Возникла необходимость в его актуализации. С лета 2018 года АО «Росгеология» за счет собственных средств приступила к инженерным изысканиям с целью корректировки проектной документации. Предполагается, что в июне нынешнего года актуализированный проект будет представлен в Главгосэкспертизу, а уже осенью начнется его реализация. Окончание работ по утилизации отходов запланировано на 2021 год.
По первоначальному проекту предполагалось лигнин смешивать с таким же количеством инертного материала и оставлять на картах. Идеология нового проекта, как сообщил генеральный директор АО «Росгеология» Роман Панов, состоит в переводе отходов 4 класса опасности в полезный и безвредный почво-грунт, пригодный для восстановления лесов, засыпки мусорных полигонов и свалок.
Переработка будет происходить в несколько этапов. Сначала отходы извлекаются из карт и с помощью земснарядов разделяются на твердые и жидкие фракции, затем обезвоживаются и с помощью реагентов переводятся в сухой почво-грунт. Рассматривается также использование лигнина в качестве топлива. Опытные образцы топливных пеллет, изготовленных из смеси лигнина и опилок, а также угольной пыли, уже готовы к испытаниям в котельных.
По словам Романа Панова, продуман и план использования очищенной от отходов территории.
– Согласно градостроительному плану Байкальск – это зона рекреации. Мы формируем площадку, которая в последующем будет использована по этому назначению. Сегодня мы в открытом режиме работаем со всеми научными, техническими и технологическими организациями, которые готовы предложить свои технические решения. К нам поступило более тысячи заявок, 25 из которых проходят финальную обработку.
Часть предложений были представлены на заседании круглого стола. Они касались прочной гидроизоляции шламонакопителей, обеззараживанию 160 тыс. тонн так называемого черного щелока, находящегося на промплощадке, и решению других проблем. По мнению исполняющего обязанности ректора ИГУ Игоря Бычкова, разнообразие используемых методов будет только способствовать качественной рекультивации берегов Байкала.
Разговор о ликвидации отходов БЦБК будет продолжен депутатами Законодательного Собрания через месяц, с участием министра природных ресурсов РФ Дмитрия Кобылкина и депутатов Госдумы из межфракционной группы «Байкал».