Кушунские буряты сохраняют вековые традиции своего народа
Островок культуры и памяти
Кушунские буряты, проживающие в Нижнеудинском районе, никогда не забывали о своих корнях. Земли эти старинные – здесь очень много местностей носят бурятские названия. Кушунский бурятский культурный центр – место, где сохраняют вековые традиции своего народа и возрождают национальную культуру, скоро отметит 15-летие.
Кушун – одна из старейших деревень Солонецкого муниципального образования. В некоторых семьях родословная составлена до 11 поколений предков, что проживали в этих краях.
Известный ученый Баир Нанзатов в своей книге «Племенной состав бурят в XIX веке» пишет: «… Наиболее западной этнотерриториальной группой бурят являются нижнеудинские буряты. В их составе исследователями отмечались следующие этнические единицы: тумэшэ, мальжираг, туряалаг, кхоршон, кара коршон, бакан и другие. Нижнеудинские буряты расселены в среднем течении реки Уды, впадающей в Ангару в ее среднем течении с южной стороны».
Говорят, что буряты в этих краях появились после того, как их вытеснили с привычных земель монголы. Не захотели присоединиться к войскам Чинсгисхана и Бату-хана, вот и отошли в места, где до них не могли добраться агрессивные соседи.
Деревня Кушун находится в 35 км от районного центра. Местный Бурятский культурный центр (БКЦ) работает над сохранением, возрождением и развитием национальных культурных ценностей кушунских бурят. В экспозиции среди традиционных бурятских книг, национальных сувениров и поделок можно увидеть православную икону, русский самовар.
– Одним из приоритетных направлений нашего центра является перевод русских народных сказок на бурятский и их постановка на местных театральных подмостках на национальном языке, – рассказывает заведующая БКЦ Марина Рукавичникова. – Приобщение населения и подрастающего поколения к ценностям бурятской культуры – наша цель. Сегодня многое утрачено из того, что было у предков. К сожалению, язык наш хоть и богат, немного подзабыт. И школу местную закрыли, вот что грустно.
В центре проводятся выставки, экспонируются костюмы и предметы быта предков. Составляются племенные родословные, проводится исследовательская работа. Тяга к своим корням, желание узнать – кто был до тебя, особенно присущи бурятам. Здесь рады всем гостям, землякам, приезжающим из других регионов.
– Старые люди говорят: «Два бурята всегда родню найдут», – шутят женщины в центре.
Местные мастерицы народных промыслов проводят здесь кружковую работу по декоративно-прикладному искусству «Бурятский сундучок». Умелицы учат всех желающих делать бурятские обереги из кожи и меха, освоили технику канзаши. Светлана Саламатова занимается берестой и бисероплетением.
– Работа по изучению национальной одежды ведется давно, много приходилось заниматься исследовательской работой, – вспоминает руководитель центра. – Наш хореографический коллектив постоянно работает над песенным репертуаром, обучая всех желающих народному круговому танцу ёхору.
При Бурятском культурном центре работают два коллектива – хореографический «Нарана» и фольклорный «Наран туяа». Основу репертуара ансамблей составляют традиционные бурятские танцы и народные песни. Один из видов ёхора был подготовлен для участия в фестивале детского творчества «Алтан туя». Современный танец «Шэнэ ёхор» разучили для праздничной программы Сагаалгана.
В рамках проекта «Хоровод культур» кушунцы побывали с концертами в Шебертинском, Худоеланском, Порогском и Укском муниципальных образованиях. У жителей Нижнеудинского района была возможность поближе познакомиться с традициями, национальной культурой и кухней кушунских бурят. Проект получил поддержку областного правительства.
– У нас небольшое поселение – три деревни всего. Кушунские – всегда самые активные. На их концерты идем с удовольствием – мало в жизни праздников. В деревне Чалоты, например, и клуба-то нет. А в Кушуне – островок культуры и памяти, – говорит специалист Солонецкого МО Татьяна Худоногова.
На бурхане, на священном месте при въезде в деревню Кушун, духи предков древней земли отзываются на просьбы тех, кто обращается к ним через ритуал привязывания разноцветных ленточек к дереву.
– Большинство не только местных, но и гостей проделывают этот ритуал, загадывая самое сокровенное. Буряты же загадывают о дальнейшем сохранении традиций своего народа и выражают благодарность предкам за мир на земле, – говорит Марина Рукавичникова…