Павел Циколин: Общественники могут и должны быть людьми, принимающими решения
Вот уже более двух месяцев в Иркутской области работает ресурсный центр по поддержке НКО. Он финансируется из средств областного бюджета. Мы поговорили с директором центра Павлом Циколиным о людях, что меняют мир вокруг себя, и необходимости поддерживать их на государственном уровне.
– Павел, как возникла идея создания Ресурсного центра по поддержке НКО?
– Она давно витала в воздухе, ведь такие ресурсные центры есть во многих городах, и они успешно работают. После оглашения послания губернатора Иркутской области «О положении дел в Иркутской области в 2016 году и основных направлениях областной государственной политики на 2017 год» был составлен перечень поручений, в котором был пункт о необходимости создания регионального ресурсного центра для некоммерческих организаций. Можно с уверенностью заявить, что на сегодняшний день поручение губернатора выполнено.
Общественники ведь зачастую кто такие? Это неравнодушные личности, обладающие высокой эмпатией и чувством сострадания. И, глядя на проблемы в стране, они принимают решение: «Я не буду пассивно наблюдать за этим со стороны, а займусь их разрешением». И действительно начинают что-то делать. Потом находятся союзники, они перерастают в объединение, регистрируются и вместе делают еще больше. Но неизбежно при этом начинают подниматься и возникать финансовые вопросы. Общественники принимаются искать способы финансирования, и оказывается, что есть не только спонсоры, но и фандрайзинг. Можно не только получать гранты, но и принимать пожертвования. Поэтому одна из важных составляющих ресурсного центра – это как раз помощь в написании проектов, информирование о возможностях финансирования проектов не только через гранты, но и другими способами.
Вторая важная часть нашей работы – контроль за исполнением. Красиво написать сейчас могут многие, но важен и сам эффект от использования гранта. Если он был, то, безусловно, нужно рассмотреть продолжение этого проекта. Он должен наращиваться, увеличиваться в объемах, охвате, становиться более профессиональным и качественным. Поэтому мы будем осуществлять некий аудит, чтобы, в случае необходимости, помочь продолжить проект. Если в ключевых городах области, эпицентрах общественной деятельности более-менее все понятно, присутствуют и электоральная ответственность, и гражданская позиция, то на отдаленных территориях происходят диаметрально противоположные вещи. И в этом направлении ресурсный центр будет работать – в установлении разумных, взвешенных, продуктивных взаимоотношений общественных организаций и органов власти.
– Как руководитель, вы для себя какие задачи ставите?
– Одна из задач личностного плана – поддержать те организации и объединения, что работают уже долгие годы, делают шикарные качественные проекты, демонстрируют результаты в их стремлении к государственному финансированию и поддержке. Таких, поверьте, много. Например, в Ангарске работает фонд «Близко к сердцу», который оказывает помощь онкологическим больным. По сути, эти общественники выполняют ту работу, до которой не дотягивается здравоохранение. Я сам прожил этот тяжелый опыт, когда моего отца отправили из больницы домой умирать, если говорить откровенно, никому, кроме семьи, он стал не нужен. И близкие в этот момент проживают отчаяние, трагедию, оказавшись в этой ситуации. И в этом отчаянии принимать решения, делать что-то очень сложно. Фонд «Близко к сердцу» занимается поддержкой и уходом за онкобольными долгие годы, создан мобильный хоспис.
Также запланировано продвижение работы общественников и фондов в СМИ. Это тоже важно – писать об общественных организациях, снимать о них сюжеты. Люди должны знать о них, потому что это настоящие герои нашего времени. И помимо решения проблем собственной жизни, которые есть у всех, они еще и меняют мир к лучшему. Ведь какой же надо душевной силой, открытостью обладать, чтобы вкладываться в это? Нужно переходить от уровня благодарственного письма на уровень профессионального признания и поддержки таких людей. Я сейчас буду искать ключевые организации по городам, которые уже долгие годы работают. Встречусь с ними, мы большой анализ проведем, в том числе по тем издержкам, которые у них идут за счет привлечений средств, спонсоров. Сформируем и представим губернатору список для дальнейшего рассмотрения, проработки и решения вопроса. Предварительное согласие на такую работу я получил.
– Как вы считаете, есть ли для общественников место во властных структурах? Так ли необходимо это?
– Когда люди достигают определенного профессионального потолка, у них начинается застой. Они получили такой багаж знаний, которым вполне можно делиться. Чтобы новые общественники, которые заходят в социалку, уже не проходили путь через тернии к звездам, а использовали опыт наставников, мы будем проводить обучающие семинары, тренинги. Но все-таки когда общественник дорастает до государственного деятеля, это для других активных граждан пример важности их работы.
– На ваш взгляд, сегодня общественники – герои? Если да, то почему?
– Я не могу, конечно, говорить категорично обо всех. Но когда решение происходящей на твоих глазах проблемы зависит от всех, но решается на поступок только один человек, это некие проявления героизма. Общественники выступают позитивным примером для множества людей. А если бы мы развивали гражданское общество по принципу роста гражданских лидеров, то именно эти лидеры бы показывали, что нужно обществу, и какие изменения необходимы. Когда общественники начнут принимать решения, связанные с городом и областью, можно сказать, что мы по-другому начнем жить. Одни заботятся о детях, другие помогают старикам, а третьи – инвалидам и т.д. У нас с этими сферами проблем не будет, если принятие решений закрепить за общественниками.
– Ресурсный центр будет работать только в Иркутске?
– Конечно, нет. Сейчас я ищу специалистов тоже из числа общественников на территориях – в Братске, Ангарске, Усть-Илимске, других городах. Это важно не только для связи с территориями и понимания ситуации. Человек в должности специалиста нашего Ресурсного центра уже будет являться тем, кто принимает решения на территории. Он в администрацию будет по-другому заходить – с документами, на совещания. Я проводил небольшой мониторинг. Если в центре области больше организаций, которые занимаются помощью детям, ветеранам, многодетным, то на северах таких немного. Им сложнее там выжить, так как им сложнее быть услышанными.
– Некоммерческие организации должны сами находить ресурсный центр либо центр будет находить НКО?
– В общем перечне на территории Иркутской области зарегистрировано порядка трех тысяч общественных некоммерческих организаций. Мы создали и запустили среди них анкету, представились – кто мы, что можем делать. И спросили – что вам нужно, что вы хотите? Уже звонят, советуются, задают вопросы.
– Что Ресурсный центр может дать обычным людям, кроме распространения информации об активных и эффективных общественниках?
– Развитие любой территории невозможно без участия людей, проживающих на ней. И формой самоорганизации граждан по месту их жительства для реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей, являются ТОСы. Зарегистрировать ТОС проще, чем некоммерческую организацию, так как их регистрируют уполномоченные органы МСУ. В то же время их развитие предполагает формирование навыков, обеспечивающих в дальнейшем возможность создания эффективных социально ориентированных НКО. А сегодня НКО становится важнейшим поставщиком услуг социальной сферы, активным субъектом социального предпринимательства, имеет серьезную инфраструктурную, финансовую и иные формы государственной и региональной поддержки. И это особенно важно для сельских территорий, где сектор НКО практически не развит. И если провести анализ эффективности деятельности ТОС, то обнаруживается, что эффект от их деятельности наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения. И мы сделаем все, чтобы найти эти точки взаимодействия.
– Павел, финальный вопрос, что бы вы сами хотели пожелать новому Ресурсному центру?
– Я очень надеюсь, что нам удастся поднять и усилить роль общественных движений Иркутской области. И я уверен, что благодаря слаженной совместной работе НКО и Ресурсного центра проблем и трудностей в жизни граждан, для которых это все будет делаться, станет гораздо меньше. А значит, мы все сделали правильно.
Наши контакты:
Адрес: Иркутск, ул. Ленина, дом 54
Индекс: 664003
Телефон: 8 (991) 432-72-18
Email: resurscenter.ngo@gmail.com