Сергей Сокол: Особым детям нужна комфортная среда
Спикер областного парламента Сергей Сокол поддержал идею создания рабочей группы по вопросам, связанным с обеспечением качественного уровня жизни инвалидов. Об этом шла речь во время его встречи с матерями детей, имеющими особенности развития.
– В эту рабочую группу, кроме областного правительства и НКО, я бы добавил представителей федеральной власти и других субъектов России, где есть лучшие практики работы с такими детьми, законы, которые успешно функционируют, – подчеркнул Сергей Сокол.
Спикер ЗС отметил также, что государственная политика в области социальной защиты инвалидов имеет ряд направлений, в числе которых реабилитация, медицинская помощь, создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями, гарантии в обеспечении жильем, социальные льготы.
– Возможно, вы сталкивались с ситуациями, когда закон не исполнялся, и нарушались ваши конституционные права. Поэтому мы и собираемся вместе, чтобы вы могли напрямую рассказать нам о своих проблемах, – отметил спикер.
Лариса Красикова, мама Даши с синдромом Дауна, приехала в Иркутск из Перми 1,5 года назад к пожилым родителям. Она рассказала на встрече о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.
– В первую очередь любая справка получается путем невероятных усилий. Практически выбивать документы приходится, – посетовала Лариса. – Здесь нет специалистов, работающих с такими детьми. Нет бесплатных занятий, куда я могла бы привести ребенка.
Между тем в Перми Даша профессионально плавала, рисовала, занималась вокалом. Была участницей и победительницей различных конкурсов. В Иркутске найти тренера, который бы с ней занимался в бассейне, крайне проблематично. А эти занятия положительно сказываются на речевом развитии. Сейчас Даша практически перестала говорить.
– Чтобы не забыть все, чему нас учили, мы ездим в Пермь, занимаемся по скайпу со специалистами, но все это не заменит регулярных очных уроков, – подчеркнула Лариса Красикова.
Представитель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями (ВОРДИ) в Усолье Галина Бочарова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются родители особых детей. Большая часть из них – по линии министерства здравоохранения. В городе нет детского окулиста. Специалист приезжает один раз в неделю из Ангарска, но принять всех желающих не успевает. Не хватает в Усолье также эндокринолога. В целом в сфере здравоохранения идет сокращение персонала. С прошлого года в городе, помимо прочего, стали закрываться муниципальные аптеки.
Мамы особенных детей говорили и о трудностях с получением мест в детских садах. По месту жительства не всегда возможно определить ребенка в дошкольное учреждение. Иногда родители сталкиваются с категорическим отказом со стороны руководства детского сада принять особенного ребенка. Есть трудности с определением ребенка-инвалида в спортивные секции. В регионе отсутствует спортивная адаптивная школа. Тренеров, имеющих специальную подготовку, не боящихся работать с особенными детьми, либо нет совсем, либо крайне мало.
Не хватает специалистов в Усть-Куте. Как рассказала председатель регионального отделения ВОРДИ Иркутской области Лилия Щеглачева, семьи в Усть-Куте вынуждены проходить узких специалистов в Иркутске, в областной поликлинике. Здесь же, в областном центре, они закупают специальное питание для детей и отправляют его автобусом домой за свой счет. Существуют проблемы и в Братске, где родителей регулярно отправляют к специалистам на платной основе.
Есть вопросы предоставления бесплатного питания в школах всей области для детей с особенностями развития. Основная часть муниципальных школ питание не предоставляет. Родители на встрече сказали о необходимости создания регионального ресурсного центра, который бы координировал родителей, аккумулировал и решал вопросы, которые возникают в семьях с особенными детьми. Участницы беседы внесли также предложение по введению ежемесячной выплаты людям, которые опекают недееспособных лиц. Такая практика есть во Владимирской области.
Сергей Сокол отметил, что трудности, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов, это целый комплекс проблем.
– Они гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Большое спасибо, что вы меня в них погрузили за короткий период. Если ребенок с ограниченными возможностями сам хочет заниматься, стремится достигать результатов, это нужно только поощрять, а у нас среда давит, не дает развиваться. Нигде в мире такого уже нет. Это нужно исправлять, создавать комфортную среду для таких людей, вместе мы сумеем найти наиболее верные решения, – сказал Сергей Сокол.